Человек с плохой памятью как называется

Проблемы с памятью: что это означает, и когда стоит беспокоиться

Человек с плохой памятью как называется

Ухудшение памяти: каковы причины и симптомы? Что означает – иметь проблемы с памятью?Каждый из нас время от времени что-то забывает: зачастую мы начинаем нервничать, если не можем вспомнить, где оставили ключи, когда забываем поздравить друга с днём рождения, по рассеянности путаем время и опаздываем на поезд, или забываем в какой день договорились о встрече с другом. Что происходит в нашем мозге, когда мы что-то забываем? Каковы причины возникновения проблем с памятью? Почему снижаетсяпамять?

Думаете, что вам часто бывает трудно что-то вспомнить? Когда проблемы с памятью становятся серьёзными, и стоит беспокоиться по этой причине? В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Майрена Васкес расскажет вам о всё о проблемах с памятью.

Проблемы с памятью

Вам кажется, что у вас могут быть проблемы с памятью? Мы предлагаем вам пройти короткий тест, чтобы это выяснить. Вам предстоит выбрать ответ «Да» или «Нет» на каждый из 14 простых вопросов о симптомах, связанных с проблемами памяти.

1. Вы чувствуете, что ваша память ухудшилась?

2. Вам приходится по нескольку раз перечитывать текст, чтобы его понять?

3. Вы часто теряете личные вещи, как, например, ключи, деньги, очки и т.д.?

4. Вам кажется, что в процессе разговора, вам бывает трудно найти подходящие слова?

5. Часто вы забываете повседневные вещи, например, что вы ели вчера на обед?

6. Ваша работа не изменилась, но при этом вы замечаете, что в последнее время сталкиваетесь с бóльшим количеством трудностей?

7. Вы забываете о своих планах в краткосрочной перспективе? Например, вы знаете, что у вас была запись на прием в врачу, но вы не помните в какой точно день?

8. Вам было трудно использовать некий объект или устройство, которое раньше не вызывало у вас никаких проблем?

9. Вы замечали трудности в момент выполнения задач, требующих концентрации и внимания?

10. Ваши близкие обратили внимание, что в последнее время ваше память ухудшилась?

11. Вы ощущаете себя более дезориентированным, чем обычно, даже в тех местах, где вы часто бываете?

12. Сомневаетесь, совершили вы или нет какое-то определенное действие?

13. Вам кажется, что вы путаете слова, и вам стало сложнее вспоминать названия фильмов, знаменитых людей, и т.д.?

14. Вам удаётся с трудом вспомнить всех людей из вашего ближайшего окружения?”

Если вы ответили на все вопросы, и ваш ответ был положительным на 7 или более из них, то у вас могут быть проблемы с памятью. Однако, ни в коем случае не следует интерпретировать результаты этого теста в качестве диагноза.

Майрена Васкес, клинический психолог, далее поделится с нами знаниями о том, что означает иметь проблемы с памятью, в чем причины их возникновения, когда стоит беспокоиться по этому поводу и что делать, если у вас ухудшилась память.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit.

Что означает – иметь проблемы с памятью?

Память может быть определена как способность сохранять и при необходимости иметь доступ к хранилищу информации. Наша память представляет собой общность систем, которые позволяют приобретать, хранить и получать доступ к информации.

Проблемы с памятью – это первое, на что жалуются люди, имеющие когнитивные нарушения или приобретённыепоражения мозга, а также главный повод для беспокойства со стороны их близких.

Проблемы с памятью являются одной из наиболее распространённых причин нейропсихологических консультаций.

При этом речь идет не только о пожилых людях, так как сбои в работе памяти могут возникнуть в любом возрасте.

Забывчивость в лёгкой степени или небольшие провалы в памяти часто являются составляющей нормального процесса старения. Пожилым людям может потребоваться больше времени, чтобы вспомнить или научиться чему-то новому. Узнайте о пользе когнитивной тренировки для здорового и активного старения.

Тем не менее, время от времени у нас у всех бывают проблемы с запоминанием определённого имени или слова, мы теряем ключи или зыбываем о важных встречах.

Ежедневно многие из нас проявляют забывчивость и рассеянность. Но не все сбои в работе памяти являются симптомами когнитивных расстройств,болезни Альцгеймераилидеменциидругого типа. Эти патологии обычно проявляются в форме прогрессирующих проблем с памятью, которые имеют высокую частоту и тяжесть.

Если потери памятиобнаруживаются родственниками или друзьями и начинают негативно влиять на повседневную деятельность человека (работа, социальные отношения и т.д.

), ему рекомендуется выполнить профессиональное нейропсихологическое тестирование и обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту в области лечения деменций и проблем с памятью.

Проблемы с памятью влияют на людей любого возраста, а не только на тех, кто старше 50 лет.

По мнению нейропсихолога Альваро Бильбао (Álvaro Bilbao), всё чаще наблюдаются проблемы с памятью у молодых людей и даже детей, что, в свою очередь, может вызывать у них проблемы с концентрацией и поддержанием внимания. Тем не менее, проблемы с памятью являются одной из наиболее частых жалоб среди пожилых людей.

«Воспоминание – это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны». (J.Paul; Fr. Richter)

Причины потери памяти

Каковы причины ухудшения или снижения памяти? Существуют проблемы с памятью различных типов, будь то проблемы, которые препятствуют доступу к воспоминаниям о прошлом ( «Что я вчера ел?» – ретроградная амнезия), или трудности при попытке вспомнить о новых событиях, например, что мы запланировали сделать на следующей неделе (антероградная амнезия). В то же время, проблемы с памятью могут возникать в результате любых приобретённых поражений головного мозга. Вне зависимости от того, по какой причине появляются проблемы с памятью, или о каком типе проблем идёт речь, человек, который этим страдает, может испытывать явное беспокойство, замечая сбои в работе своей памяти.

Так или иначе, проблемы с памятью часто обратимы и подлежат решению. В этих случаях, проблемы с памятью возникают по причинам, которые каким-либо образом можно контролировать. Однако, в любом случае, рекомендуется обратиться к врачу, чтобы найти лучшее решение или избежать ухудшения когнитивных способностей в будущем.

Карлос Регаццони (Carlos Regazzoni, невролог) утверждает, что некоторые возможные причины, которые могут привести к проблемам с памятью, бывают связаны с «повышением артериального давления, колебаниями уровня сахара в крови, а также, в большинстве случаев, стрессом от переутомления на работе».

Именно по этой причине с каждым разом всё больше молодых людей жалуется на проблемы с памятью, и это далеко не всегда связано со страшным диагнозом «деменция». Для того, чтобы иметь доступ к воспоминаниям, важно сохранять информацию в памяти, и для этого нам необходимо использовать наше внимание.

Часто сбои в работе памяти объясняются тем, что мы не уделяем чему-то должного внимания, или даже тем, что наш мозг иногда искажает действительность.

Наша память может демонстрировать сбои в работе по самым различным причинам. Среди основных причин, которые могут спровоцировать проблемы с памятью, выделяют следующие:

  • Стресс и усталость;
  • Побочные эффекты любого лекарства, а также эффект терапии при лечении некоторых заболеваний, например, при лечении онкологии;
  • Периоды изменений в нашей жизни, чрезмерное давление на работе;
  • Курение, систематическое употребление алкоголя или других препаратов, которые причиняют вред мозгу и негативно влияют на объем и качество памяти.
  • Депрессия или другие психические расстройства (например, шизофрения или биполярное расстройство); Пройдите нейропсихологический тест CogniFit на депрессию прямо сейчас!

Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию

  • Инфекции, опухоли или травмы головного мозга;
  • Недостаток сна: когда мы спим, активируются области мозга, которые задействованы в процессах памяти. Поэтому, в случае дефицита сна, эти области будут ослаблены. Рекомендуется спать в среднем 8 часов в день;
  • Нейродегенеративные заболевания (например, рассеянный склероз, хорея Хантингтона, болезнь Паркинсона и т.п.);
  • Моменты, когда мы очень напряжены и нервничаем или переживаем слишком сильные эмоции;
  • Недостаток витаминов и несбалансированное питание: дефицит витамина B12 может вызвать проблемы с памятью. Поэтому эксперты рекомендуют включать в рацион пищевые продукты, богатые этим витамином. А в случаях беременных женщин или людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, следует также употреблять витаминные добавки. Даже высококалорийная диета (например, когда люди постоянно едят в ресторанах и кафе быстрого питания) может вызывать проблемы с памятью.

Память является нашим активом, о котором мы должны заботиться ежеминутно. Мы можем исключить из нашей повседневной жизни все факторы, которые могут наносить вред нашему здоровью, такие как плохое питание, курение, чрезмерное употребление алкоголя, наркотики, малоподвижный образ жизни или недостаток активности и тренировок для мозга.

Когда стоит беспокоиться о проблемах с памятью?

Если вы чувствуете, что проблемы с памятью постоянно дают о себе знать, то лучшим решением будет обратиться за консультацией к специалисту.

Таким образом, вы можете определить, вызваны ли эти симптомы временным фактором, который может быть устранён, или они связаны с нормальным процессом старения, или же, наоборот, обусловлены каким-либо типом когнитивных нарушений или деменцией, и следует начать соответствующее лечение.

Рекомендуется при любых обстоятельствах сохранять положительный настрой и быть в курсе того, насколько важнытренировки для памяти.

Если основная причина наших проблем с памятью – это стресс на работе и повседневная суета, следует меньше нервничать и беспокоиться по этому поводу, вместо этого постарайтесь уделить время тренировкам памяти с помощью различных стратегий.

Вы можете выполнять такие действия, как чтение, изучение чего-либо, решение задач на сообразительность и т.д.

Проблемы с памятью: что я могу сделать, чтобы улучшить память?

Не стоит слишком зацикливаться на незначительных сбоях в работе памяти.

Память имеет ограниченные возможности, и чтобы продолжать формировать новые воспоминания, мы должны избавляться от воспоминаний, которые больше не представляют ценности.

Мы помним, как правило, людей, события и места, но мы склонны забывать детали. Таким образом, мы довольно часто что-то забываем, потому чтонаш мозгв этом нуждается.

Мы запоминаем 5% из того, что мы слышим, 15% из того, что мы видим, и 90% из того, что мы делаем. Что это значит? Хороший способ что-либо запомнить – это  сохранение информации по ключевым моментам, чтобы было проще найти ее в хранилище памяти. Что мы можем сделать, чтобы улучшить память?

  • Давать себе инструкции вслух: мы можем значительно уменьшить провалы в памяти, если будем давать себе инструкции вслух. Например: «Я должен взять ключи от машины, выходя из дома», «Я должен отправить email коллеге».
  • Визуализировать самих себя в будущем: мысленно визуализировать выполнение действия, чтобы не зыбыть о своих планах, это может помочь уменьшить забывчивость и сбои в работе памяти.
  • Используйте CogniFit (“КогниФит”), ведущую программу в области оценки икогнитивной стимуляции: CogniFit (“КогниФит”) – это немедикаментозное лечение, наиболее часто используемое для устранения проблем с памятью, лёгких когнитивных расстройств и деменций на ранней стадии. Технология CogniFit (“КогниФит”) стандартизирована и подтверждена научным сообществом. Она построена основе пластичности нашего мозга. Вам нужно только зарегистрироваться! Серия упражнений от CogniFit (“КогниФит”) позволяет оценить и точно измерить сильные и слабые когнитивные стороны любого человека.
  • Регулярно занимайтесь спортом: физические упражнения помогают решить небольшие проблемы с памятью, поскольку они обогащают мозг кислородом и омолаживают клетки.
  • Следите за своим питанием: диета, состоящая из фруктов, овощей и зерновых культур может помочь уменьшить проблемы с памятью. Антиоксиданты, которыми богаты эти продукты, могут помочь вам защитить нейроны.
  • Отдыхайте правильно: адекватный отдых имеет важное значение для обеспечения оптимальной производительности памяти.
  • Планируйте вашу деятельность и составляйте списки: некоторые люди считают, что запоминают все лучше, когда планируют и составляют списки всех важных дел с учетом приоритетности их выполнения.

Для укрепления памяти вам потребуются терпение, мотивация, усилия и постоянные упражнения. Как только вы заметите свои первые достижения, и увидите, что ваши проблемы с памятью постепенно исчезают, ваше настроение и общее самочувствие улучшится, и, следовательно, вы станете забывать гораздо меньше. «Мы – это то, что мы помним, и мы помним то, что мы есть».

Нейропластичность и проблемы с памятью

Если причина наших проблем с памятью является обратимой и специфичной, нет повода для беспокойства.

Однако, если по результатам оценки и диагностики квалифицированного специалиста, была выявлена ранняя стадия деменции или когнитивные нарушения, необходимо сразу же приступить к лечению, чтобы замедлить эффекты заболевания, и поверить, что не все потеряно. Благодаря нейронауке и нейропсихологии было обнаружено понятие нейропластичности мозга.

В общих чертах, согласно последним исследованиям, мы можем сказать, что нейронная пластичность (или нейропластичность) – это «способность нервной системы изменять свою структуру и функционирование на протяжении всей своей жизни, реагируя на разнообразие и изменения окружающей среды».

Эта способность мозга позволяет замедлить прогрессирование заболевания и сохранить на более длительный срок когнитивные способности человека, улучшая его качество жизни.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/5b1fa3896fae3500a9868635

Диагностика и лечение нарушений памяти

Человек с плохой памятью как называется

Память— одна из важнейших функций центральной нервной системы, способность откладывать, хранить и воспроизводить нужную информацию. Нарушение памяти бывает одним из симптомов неврологической или нейропсихической патологии, а может быть и единственным критерием заболевания.

Память бывает кратковременной и долговременной. Кратковременная память откладывает  увиденную, услышанную информацию на несколько минут, чаще без осмысления содержания. Долговременная память анализирует полученную информацию, структурирует ее и откладывает на неопределенный срок.

Причины нарушения памяти у детей и взрослых могут быть различны.

Причины нарушения памяти у детей: частые простудные заболевания, анемии, черепно-мозговые травмы, стрессовые ситуации, употребление алкоголя, синдром гиперактивности и дефицита внимания, врожденная умственная отсталость (например, при синдроме Дауна).

Причины нарушения памяти у взрослых:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения (ишемические и геморрагические инсульты)
  • Хронические нарушения мозгового кровообращения — дисциркуляторная энцефалопатия, чаще всего являющаяся следствием атеросклеротического поражения сосудов и гипертонической болезни, когда мозг хронически недополучает кислород. Дисциркуляторная энцефалопатия является одной из самых частых причин снижения памяти у взрослых.
  • Черепно-мозговые травмы
  • Дисфункция вегетативной нервной системы. Характеризуется нарушением регуляции сердечно-сосудистой, а также дыхательной и пищеварительной систем. Может быть составной частью эндокринных нарушений. Встречается чаще у молодых и требует консультации невролога и эндокринолога.
  • Стрессовые ситуации
  • Опухоли головного мозга
  • Вертебро-базилярная недостаточность (ухудшение функций мозга по причине снижения кровотока в позвоночных и базилярной артериях)
  • Психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, депрессия)
  • Болезнь Альцгеймера
  • Алкоголизм и наркомания
  • Нарушения памяти при интоксикациях и метаболических нарушениях, гормональных нарушениях

Снижение памяти или гипомнезия часто сочетается с так называемым астеническим синдромом, для которого характерна повышенная утомляемость, нервозность, перепады артериального давления, головные боли. Астенический синдром, как правило, встречается при гипертонической болезни, черепно-мозговых травмах, вегетативных дисфункциях и психических заболеваниях, а также при наркомании и алкоголизме.

При амнезии из памяти выпадают некоторые фрагменты событий. Выделяют несколько видов амнезии:

  1. Ретроградная амнезия — нарушение памяти, при котором из памяти выпадает фрагмент события, произошедшего до травмы (чаще это происходит после ЧМТ)
  2. Антероградная амнезия — нарушение памяти, при котором человек не помнит то событие, которое произошло после травмы, до травмы события в памяти сохраняются. (это происходит также после черепно-мозговой травмы)
  3. Фиксационная амнезия — плохая память на текущие события
  4. Тотальная амнезия— человек не помнит ничего, стирается даже информация о себе.
  5. Прогрессирующая амнезия — потеря памяти, с которой невозможно справится, от настоящего к прошлому (встречается при болезни Альцгеймера)

Гипермнезия — нарушение памяти, при котором человек с легкостью надолго запоминает большое количество информации, рассматривается как вариант нормы, если нет других симптомов, свидетельствующих о психическом заболевании (например, эпилепсии) или данных об употреблении психоактивных веществ.

Снижение концентрации внимания

К нарушениям памяти и внимания также относится неспособность сосредотачиваться на конкретных объектах:

  1. Неустойчивость внимания или отвлекаемость, когда человек не может сконцентрироваться на обсуждаемой теме (часто сочетается со снижением памяти, встречается у детей при синдроме гиперактивности и дефицита внимания, в юношеском возрасте, при шизофрении (гебефрении- одной из форм шизофрении))
  2. Ригидность — замедленность переключения с одной темы на другую (наблюдается у больных эпилепсией)
  3. Недостаточная концентрация внимания (может быть особенностью темперамента и поведения)

При всех видах нарушений памяти необходимо обратиться к врачу терапевту (неврологу, психиатру, нейрохирургу) для постановки точного диагноза. Врач выясняет не было ли у больного черепно-мозговой травмы, давно ли наблюдаются нарушения памяти, какими заболеваниями болеет пациент (гипертоническая болезнь, сахарный диабет), не употребляет ли алкоголь и наркотики.

Врач может назначить общий анализ крови, анализ биохимических показателей крови и анализы крови на гормоны для исключения нарушений памяти как следствия интоксикации, метаболических и гормональных нарушений; а  также МРТ, КТ, ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография), при которых можно увидеть опухоль головного мозга, гидроцефалию, отличить сосудистое поражение головного мозга от дегенеративного. УЗИ и дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, необходимы для оценки состояния сосудов головы и шеи, можно также сделать отдельно МРТ сосудов головы и шеи.  ЭЭГ необходима для диагностики эпилепсии.

Лечение нарушений памяти

После установления диагноза врач приступает к лечению основного заболевания и коррекции когнитивных нарушений.

 Острая (ишемический и геморрагический инсульт) и хроническая (дисциркуляторная энцефалопатия) недостаточность мозгового кровообращения являются следствием сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому терапия должна быть направлена на лежащие в основе сосудистой мозговой недостаточности патологические процессы: артериальная гипертензия, атеросклероз магистральных артерий головы, заболевания сердца.

Наличие гемодинамически значимого атеросклероза магистральных артерий требует назначение антиагрегантов (ацетилсалициловая кислота в дозе 75-300мг/сут, клопидогрел в дозе 75мг/сут.

Наличие гиперлипидемии (один из важнейших показателей гиперлипидемии является повышенный холестерин), не поддающийся коррекции соблюдением диеты, требует назначения статинов (Симвастатин, Аторвастатин).

Важным является борьба с факторами риска ишемии головного мозга: курением, гиподинамией, сахарным диабетом, ожирением.

При наличии сосудистой мозговой недостаточности целесообразно назначение препаратов, воздействующих преимущественно на мелкие сосуды. Это так называемая нейропротективная терапия. Под нейропротективной терапией подразумевается любая стратегия, защищающая клетки от гибели в результате ишемии (недостатка кислорода).

Ноотропные препараты делятся на нейропротективные препараты и ноотропы прямого действия.

К нейропротективным препаратам относят:

  1. Ингибиторы фосфодиэстеразы: Эуфиллин, Пентоксифиллин, Винпоцетин, Танакан. Сосудорасширяющий эффект этих препаратов обусловлен увеличением в гладкомышечных клетках сосудистой стенки цАМФ (специального фермента), что приводит к расслаблению и увеличению их просвета.
  2. Блокаторы кальциевых каналов: Циннаризин, Флюнаризин, Нимодипин. Оказывает сосудорасширяющий эффект благодаря уменьшению содержания кальция внутри гладкомышечных клеток сосудистой стенки.
  3. Блокаторы α2-адренорецепторов: Ницерголин. Этот препарат устраняет сосудосуживающий эффект адреналина и норадреналина.
  4. Антиоксиданты — группа препаратов, замедляющих процессы так называемого окисления, имеющих место при ишемии (недостатке кислорода) головного мозга. К данным препаратам относят: Мексидол, Эмоксипин.

К ноотропам прямого действия относятся:

  1. Нейропептиды. Они содержат аминокислоты (белки), необходимые для улучшения работы головного мозга. Один из наиболее применяемых препаратов данной группы — Церебролизин. Согласно современным представлениям клинический эффект наступает при введении данного препарата в дозе 30-60 мл внутривенно на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний. Также к данной группе препаратов относится Кортексин, Актовегин.
  2. Одним из первых препаратов для улучшения памяти был Пирацетам (Ноотропил), относится к группе ноотропов, имеющих прямое действие. Повышает устойчивость мозговой ткани к гипоксии (недостатку кислорода), улучшает память, настроение у больных и здоровых людей за счет нормализации нейромедиаторов (биологически активных химических веществ, с помощью которых происходит передача нервных импульсов). В последнее время назначение данного препарата в раннее назначаемых дозировках считаются неэффективными, для достижения клинического эффекта необходима дозировка 4-12 г/сут., более целесообразно внутривенное введение 20-60 мл пирацетама на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний.

Растительные препараты для улучшения памяти

Экстракт гинкго билоба (Билобил, Гинко) относится к препаратам, улучшающим мозговое и периферическое кровообращение

Если речь идет о дисфункции вегетативной нервной системы, при которой также имеет место нарушения со стороны нервной системы, обусловленной недостаточным усвоением кислорода головным мозгом, то могут также использоваться ноотропные препараты, а также, при необходимости седативные и антидепрессанты. При артериальной гипотензии возможно применение таких растительных препаратов как настойка женьшеня, китайского лимонника. А также рекомендована физиотерапия и массаж. При дисфункции вегетативной нервной системы необходима также консультация эндокринолога, чтобы исключить возможную патологию щитовидной железы.

Терапия ноотропными препаратами используется при любом нарушении памяти с учетом коррекции основного заболевания.

Терапевт Кузнецова Евгения Анатольевна

Источник: //azbyka.ru/zdorovie/diagnostika-i-lechenie-narushenij-pamyati

Нарушение памяти – причины, симптомы и лечение

Человек с плохой памятью как называется

08.04.2019

Чтобы понять расстройства памяти, нужно ознакомиться с базовой терминологией и механизмами.

Память – это психический процесс, отвечающий за запоминание, хранение, многократное воспроизведение и стирание информации. К информации относятся навыки, знания, опыт, зрительные и слуховые образы, – любые сведения, которые может воспринять мозг, вплоть до тысячного оттенка запаха.

Существует множество классификаций памяти (сенсорная, моторная, социальная, пространственная, автобиографическая). Однако клинически наиболее важная классификация по времени запоминания – кратковременная и долговременная.

Физиологически кратковременная память поддерживается реверберацией возбуждения. Это физиологический процесс, при котором нервный импульс циркулирует по закрытой цепочке нервных клеток. Информация хранится до тех пор, пока в этой цепочке находятся в состоянии возбуждения.

Информация из кратковременной памяти в долговременную память переходит путем консолидации. Это каскад биохимических процессов, в ходе которых информация «записывается» в нейронные сети.

У каждого человека есть свои индивидуальные особенности памяти с рождения. Один запоминает стих после 3-4 прочтений, другому нужно 15 раз. Индивидуальный низкий показатель запоминания не считается нарушением, если он находится в пределах нормы.

Что это такое

Расстройства памяти – это нарушение процессов запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. Из греческого память переводится как «mnesis», поэтому все психические патологии связаны с mnesis: амнезия, гипермнезия или гипомнезия. Однако термин амнезия не отождествляет все нарушения памяти, амнезия – это частный случай нарушения памяти.

Расстройства памяти – частый спутник психических патологий. Почти все больные жалуются на снижение памяти, забывчивость, невозможность запомнить информацию и невозможность узнать ранее знакомое лицо или предмет.

Причины

Болезненные нарушения памяти возникают из-за органических заболеваний головного мозга и психических расстройств:

  • Органические заболевания:
    • болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, болезнь Пика;
    • черепно-мозговые травмы;
    • инфекции головного мозга: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
    • поражение головного мозга вследствие алкоголизма, наркомании, нарушения обмена веществ и дефицита витаминов группы B;
    • интоксикация центральной нервной системы тяжелыми металлами и медикаментами;
    • инсульт, транзиторная ишемическая атака, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия, аневризмы и тромбоэмболические нарушения;
    • гидроцефалия, микро- и макроцефалия.
  • Психические расстройства:
    • шизофрения;
    • биполярно-аффективное расстройство;
    • депрессия;
    • возрастные нарушения памяти;
    • деменция;
    • патологические психические состояния: психоз, нарушение сознания;
    • задержка психического развития;
    • диссоциативный синдром.

Бывают временные и устойчивые нарушения памяти. Временные возникают из-за преходящих психических состояний. Например, во время стресса снижается способность к запоминанию новой информации, то есть когнитивные нарушения памяти.

Когда стресс проходит, память восстанавливается. Устойчивые нарушения – это необратимое нарушение памяти, при котором информация постепенно стирается навсегда. Такое явление, например, наблюдается при болезни Альцгеймера и деменции.

Виды и их симптомы

Нарушения памяти бывают количественными и качественными.

Количественные нарушения памяти – это дисмнезии. Дисмнезия характеризуется снижением запаса памяти, снижением или увеличением возможности запоминать новое.

К количественным нарушениям относится:

  1. Гипомнезия. Расстройство характеризуется ослаблением всех компонентов памяти. Снижается способность запоминать новое: имена, лица, навыки, прочитанное, увиденное, услышанное, даты, события, образы. Чтобы скомпенсировать недостаток, люди с гипомнезией записывают информацию в блокнот или заметки на телефоне. Пациенты с ослабленной памятью теряют нить повествования в книге или фильме. Для гипомнезии характерна анэкфория – невозможность вспомнить слово, термин, дату или события без посторонней помощи. Это частично нарушение опосредованной памяти, когда для воспроизведения информации нужен факт опосредованности.
  2. Гипермнезия. Это усиление компонентов памяти: человек запоминает намного больше, чем нужно. При этом утрачивается сознательный компонент – человек запоминает то, чего не хочет запомнить. Он теряет контроль над памятью. У людей с гипермнезией спонтанно возникают образы прошлого, события, актуализируется прошлый опыт и знания. Чрезмерная детализация информации часто отвлекает человека от работы или разговора, он отвлекается на переживание прошлого опыта.
  3. Амнезия. Расстройство характеризуется полным стиранием определенной информации.

Виды амнезии:

  • ретроградная амнезия – стираются события, предшествующие острому периоду болезни; например, больной забывает несколько часов своей жизни до автокатастрофы или несколько дней, когда он был в бреду при острой менингококковой инфекции; при ретроградной амнезии страдает компонент памяти – воспроизведение;
  • антероградная амнезия – стираются события, которые происходили после острого периода болезни; здесь нарушаются два компонента памяти – запоминание и воспроизведение; антероградная амнезия встречается при патологиях, которые сопровождаются нарушением сознания; чаще всего встречается в структуре корсаковского синдрома и при аменции;
  • ретроантероградная амнезия – это тотальное стирание событий, которые происходили до и после острого периода заболевания;
  • конградная амнезия – стирание воспоминаний в эпизод острого периода заболевания; страдают компоненты восприятия и фиксации информации; встречается при заболеваниях, которые сопровождаются нарушением сознания;
  • фиксационная амнезия – это нарушение кратковременной памяти, при которой нарушается способность фиксировать текущие события; часто встречается при грубых органических заболеваниях головного мозга; например, в комнату заходит бабушка и спрашивает, что приготовить на ужин, а внук ей отвечает: «Борщ»; через несколько секунд бабушка снова задает тот же вопрос; при этом долговременная память сохраняется – бабушка помнить события из детства, молодости и зрелости; нарушение оперативной памяти входит в структуру корсаковского синдрома, синдрома прогрессирующей амнезии;
  • прогрессирующая амнезия – нарушение долговременной памяти по закону Рибо: из памяти постепенно стираются события давних лет, затем недавних лет, вплоть до невозможности воспроизвести то, что было вчера;
  • ретардированная амнезия – нарушение, при котором стирание событий отсрочивается; например, человек отчетливо помнил события после падения с крыши дома, но через несколько месяцев воспоминания вытесняются;
  • аффектогенная амнезия – вытесняются события, которые сопровождались неприятными эмоциями или сильным эмоциональным потрясением;
  • истерическая амнезия – нарушение краткосрочной памяти, при котором у человека вытесняются отдельные эмоционально неприятные факты.

Качественные нарушения памяти (парамнезии) – это ложные воспоминания, смещение хронологии событий или воспроизведение вымышленных событий.

К нарушениям памяти относится:

  1. Псевдореминисценции. Характеризуется ошибочными воспоминаниями. Устаревшее название – иллюзии памяти. Больной с псевдореминисценциями рассказывает о событиях, которые реально были в его жизни, но в неправильной хронологии. Врач спрашивает у пациента, когда он попал в отделение. Больной отвечает: «3 дня назад». Однако в истории болезни отмечено, что пациент уже 25 дней находится на лечении. Такое ложное воспоминание называется псевдореминисценцией.
  2. Криптомнезия. Нарушение памяти характеризуется невозможностью вспомнить событие, при котором смещается источник информации. Например, больной читает стих и присваивает его себе. Но на самом деле этот стих он выучил еще в школе, но пациент считает, что он – автор произведения.
  3. Конфабуляции. Галлюцинации памяти характеризуются яркими, но ложными воспоминаниями, которые в реальности не происходили. Пациент убежден в их достоверности. Больной может утверждать, что вчера ужинал с Илоном Маском, а год назад встречался с Анжелиной Джоли.

Классификация Лурии по специфичности:

  • Модально неспецифические нарушения памяти возникают при поражении структур, отвечающих за тонус коры головного мозга. Характеризуется снижением всех компонентов памяти.
  • Модально специфические нарушения памяти возникают при поражении локальных отделов головного мозга: гиппокампа, зрительной или слуховой коры. Характеризуется нарушением сенсорной и тактильной памяти.

Вместе с другими заболеваниями

Расстройства памяти – не изолированное нарушение. Оно всегда сопровождается другие заболевания.

Нарушение памяти при психических и органических заболеваниях:

  1. Шизофрения. Память – это последний процесс, который страдает при шизофрении.
  2. Депрессия. Возникает гипомнезия.
  3. Маниакальное состояние. Сопровождается гипермнезией.
  4. Нарушение памяти при ЧМТ. Чаще всего встречается ретроградная амнезия.
  5. Нейродегенеративные заболевания и деменция. Сопровождаются фиксационной амнезией, гипомнезией, прогрессирующей амнезией, конфабуляциями.
  6. Нарушение памяти в пожилом возрасте. Сопровождается гипомнезией из-за ухудшения кровоснабжения мозга.
  7. Нарушение сознания. При аменции, онейроиде – полная ретроградная амнезия. При сумеречном помрачении и алкогольном делирии – частичное стирание воспоминаний.
  8. Хронический алкоголизм. Сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова (фиксационная амнезия, псевдореминисценции, конфабуляции, амнестическая дезориентация, ретроантероградная амнезия).
  9. Нарушение памяти при эпилепсии. При эпилепсии мотивационные и эмоциональные установки становятся ригидными, наблюдается нарушение мотивационного компонента памяти. Характеризуется гипомнезией.
  10. Преходящие и невротические расстройства: астения, неврастения, нарушение адаптации. Характеризуются гипомнезией.
  11. Нарушение памяти при резидуальной органике. Это остаточные явления в головном мозгу после интоксикации, черепно-мозговой травмы, родовой травмы, инсульта. Характерны дисмнезии и парамнезии.

Диагностика

Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти – это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом.

Исследование нарушения памяти – это не цель, а средство.

Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма.

Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей.

Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные:

  • «Заучивание 10-ти слов»;
  • методика «Пиктограммы»;
  • «Объем кратковременной памяти»;
  • методика «Смысловая память».

Лечение

Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии. Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами.

Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти (болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви), назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти. Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин.

Профилактика

Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств.

Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию.

Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда.

Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: //sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/narushenie-pamyati

Расстройства памяти

Человек с плохой памятью как называется

Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события.

Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб.

Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям.

Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых.

Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации.

В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

//www.youtube.com/watch?v=qtg793iH3Zg

Расстройства памяти

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов.

Наиболее распространенной причиной является астенический синдром, вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием.

Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов, инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях, шизофрении. Эпилепсия, являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении.

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины.

Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической.

Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга.

При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция.

Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа.

Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты.

При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны.

Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель.

При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого.

В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства.

При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами.

Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц.

Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах.

Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом.

Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность.

На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах.

Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга, ЭЭГ, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна. Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом.

Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием.

При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для фармакотерапии используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами).

Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях.

Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

Источник: //www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/psychiatric/memory-disorder

БолезниНет
Добавить комментарий