Церебральный синдром это

Церебрастенический синдром у детей

Церебральный синдром это

Церебрастенический синдром у детей – это неспецифический неврологический симптомокомплекс, обусловленный незрелостью, задержкой развития центральных механизмов нервной регуляции.

Проявляется астенией: повышенной утомляемостью, истощаемостью психической и физической активности, сонливостью, снижением концентрации внимания, раздражительностью, головной болью.

Диагностика основана на клинико-неврологическом обследовании, дополняется инструментальными исследованиями головного мозга, психологическим тестированием, лабораторными анализами. Лечение комплексное, включает прием медикаментов, физиотерапию и психокоррекцию.

F06.6 Органическое эмоциональное лабильное [астеническое] расстройство

Слово «церебрастенический» в дословном переводе означает «слабость, бессилие головного мозга». Синонимичные названия синдрома – церебрастения, астения, астенический синдром, астеническое состояние. Распространенность среди детей составляет 3%.

Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу. Эпидемиологические пики определяются в возрасте 3-4 и 6-7 лет. Симптоматика более выражена в межсезонье – весной, осенью. Гендерные и географические факторы не влияют на распространенность патологии.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастения развивается при органическом поражении головного мозга. Причинами синдрома могут стать:

  • Осложнения беременности. Негативное влияние на ЦНС плода оказывает тяжелый токсикоз, гипоксия, резус-конфликт, интоксикации, внутриутробные инфекции. Высокий риск церебрастении существует при воздействии вредных факторов на поздних сроках гестации.
  • Осложнённые роды. Повреждения возникают при асфиксии, кровопотерях, травмах натального периода. Проявляются ишемическими, гипоксическими нарушениями, вертебрально-базилярной недостаточностью.
  • Нейроинфекции. Поражение центральной нервной системы наблюдается при менингитах, энцефалитах, полиомиелитах, миелитах. Астения развивается как симптом, долгое время сохраняется после выздоровления.
  • Черепно-мозговые травмы. Астенические нарушения определяются у 88% детей в отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность зависит от тяжести и давности травмы.
  • Соматические заболевания. Симптомы отмечаются при недостаточности церебрального кровообращения. Причиной являются патологии сердечно-сосудистой системы, гиповолемия (уменьшение объема крови), гипоксемия (снижение кислорода в крови) на фоне заболеваний почек, шоковых и других тяжелых состояний.
  • Стрессовые факторы. Неожиданная интенсивная нагрузка на организм может стать пусковым механизмом церебрастенического синдрома. Симптомы возникают после длительного эмоционального напряжения или потрясения, в период возрастного физиологического криза, при нарушении дневного режима, частой смене часовых поясов.

Церебрастенический синдром развивается на фоне гипоксических, ишемических, инфекционных, травматических поражений головного мозга. Основные проявления – слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли – возникают из-за недостаточного поступления кислорода к тканям, снижения скорости нервной передачи, появления патологических очагов.

Неврологическая рассеянная микросимптоматика объясняется повышенным внутричерепным давлением, легкими нарушениями ликвородинамики, изменениями электрической активности мозга по резидуально-органическому типу. Церебрастении свойственно регредиентное течение, редукция клинических проявлений. Возможны периоды декомпенсации, провоцируемые соматическими заболеваниями, стрессовыми ситуациями, возрастными кризисами.

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии.

У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам. Они не любят подвижные игры, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. При духоте, жаре, холоде, резких звуках самочувствие ухудшается, ребенок просится на руки, капризничает.

Не любит поездки, катание на аттракционах, качелях.

Дети дошкольного возраста тревожны, имеют страхи (темноты, чудовищ, высоты). Частыми симптомами являются ночной энурез, метеозависимость, повышенная потливость или зябкость.

Эмоции лабильны, неустойчивы – пациенты легко расстраиваются, плачут, гневаются, быстро успокаиваются. Редко принимают участие в играх, недостаточно любознательны.

Стрессовые ситуации приводят к функциональным физиологическим нарушениям – рвоте, поносу, учащенному сердцебиению, головокружениям.

У школьников сохраняются симптомы физического недомогания, более отчетливо выступают признаки когнитивного дефицита. Отмечается невнимательность, сниженная устойчивость внимания, неспособность запоминать учебный материал.

На уроках письма ребенок пропускает буквы, меняет их местами, не успевает записывать под диктовку, переспрашивает. При устных ответах с трудом выстраивает монолог, долго подбирает нужные слова, вспоминает информацию.

Заметна суточная динамика работоспособности: уроки с утра даются гораздо легче, к вечеру наступает истощение.

Церебрастенический синдром у детей приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Младенцы, дети 1-3 лет позже осваивают двигательные и бытовые навыки, речь. Дошкольникам, школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость.

Осложнения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, депрессия, страхи, фобии. В тяжелых случаях необходимо обучение на дому либо в специальных учебных учреждениях для соматически ослабленных детей.

У подростков на базе астенического синдрома формируется органическое расстройство личности.

Диагностика церебрастенического синдрома включает клинические, физикальные, инструментальные и лабораторные методы. Необходимость широкого обследования объясняется неспецифичностью симптомов – должны быть исключены иммунологические, инфекционные, гематологические и другие заболевания. Применяются следующие методы:

  • Клинический. Подробный опрос, сбор анамнеза, катамнеза проводится терапевтом, неврологом, психиатром. Каждый специалист выстраивает беседу в соответствии с предполагаемыми диагнозами, назначает дополнительные объективные обследования.
  • Физикальный. Врач-терапевт выполняет общий осмотр, при жалобах на работу внутренних органов оценивает работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Невролог проверяет сформированность, симметрию, адекватность рефлексов, реакции на свет и звук, выявляет отставания в развитии.
  • Психодиагностический. Психолог использует методы исследования когнитивных функций – внимания, памяти, мышления. Для церебрастении характерно снижение аттентивно-мнестических процессов, быстрая истощаемость, проявляющаяся ухудшением показателей от начала к концу обследования.
  • Инструментальный. Выполняется ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ головы и шеи. При астеническом синдроме определяется сосудистая неполноценность, отклонение значений биоэлектрического потенциала, дисбаланс нервных импульсов.
  • Лабораторный. Назначается общий и биохимический анализ крови. По результатам исключаются инфекции, анемии, сахарный диабет и иные заболевания, способные вызвать слабость, утомляемость, головокружения.

Лечение церебрастении у детей – комплексное мероприятие. Методы терапии подбираются индивидуально с учетом возраста и выраженности клинических проявлений. Общая схема выглядит следующим образом:

  • Прием медикаментов. Назначаются лекарства, улучшающие кровоснабжение и метаболические процессы головного мозга, снимающие нервное напряжение, нормализующие режим сна-бодрствования. Показаны ноотропы, антиангинальные препараты, витамины группы B, аминокислоты (метионин, лецитин, глицин, глутамин).
  • Физиотерапия. Лечебный массаж, бальнеотерапия улучшают кровообращение, способствуют нервно-мышечному расслаблению. УВЧ, светотерапия повышают проницаемость сосудов, стимулируют кровообращение, обменные процессы.
  • Психокоррекция. Детям старше 4-5 лет показаны занятия с психологом, психотерапевтом. Коррекция направлена на развитие познавательных функций, восстановление эмоциональной уравновешенности.

При правильной медицинской и психолого-педагогической помощи прогноз церебрастенического синдрома у детей благоприятный. Клинические проявления становятся менее выраженными, к подростковому возрасту исчезают.

Для предупреждения развития синдрома и его обострений необходимо тщательно следить за самочувствием ребенка: на ранних этапах выявлять повышенную утомляемость, определять причину дневной сонливости, головных болей, школьной неуспеваемости.

Важно создать в семье благоприятную, спокойную обстановку, избегать конфликтов, ссор. Стоит придерживаться правильного режима дня: обеспечивать ребенку полноценный сон ночью (не менее 8 часов), до 6-8-летнего возраста – дневной сон, чередовать периоды умственного и физического труда, ежедневно гулять на свежем воздухе.

Источник: //www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/cerebranic-syndrome

Церебрастенический синдром у детей и взрослых: МКБ-10, симптомы и лечение

Церебральный синдром это

Психотерапевт высшей категории Олег Викторович

50329

Дата обновления: Февраль 2020

Церебрастенический синдром – это нарушение неврологического характера, характеризующееся снижением способности к умственному труду и обучению. Встречается у людей любого возраста, включая детей и подростков.

Заболевание развивается преимущественно вследствие органического поражения головного мозга.

Церебрастения требует своевременного обращения к врачу и комплексного лечения, в противном случае патология негативно отражается на качестве жизни и профессиональной деятельности пациента.

Суть нарушения

Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу

Буквально слово “церебрастения” переводится как “слабость головного мозга”. В начале развития церебрастения может ошибочно приниматься за обычное переутомление или последствие многочисленных стрессов.

Так как болезнь часто впервые проявляется после травм и недавно перенесенных заболеваний, люди ошибочно принимают симптомы этого нарушения за слабость, ожидая, что она пройдет самостоятельно.

Тем не менее церебрастенический синдром может прогрессировать, негативно сказываясь на самочувствии и качестве жизни.

Нарушение относится к неврологическим расстройствам. В МКБ-10 оно обозначается кодом F06.6 – органическое эмоциональное или астеническое нарушение (расстройство).

С синдромом церебрастении может столкнуться человек любого возраста.

Обратите внимание! Опасность церебрастении у детей – отставание в развитии из-за нарушения нормального функционирования головного мозга.

Заболевание относится к нарушениям соматического характера. Основная причина патологии – это нарушение работы центральной нервной системы вследствие органических поражений мозга (травмы, инфекции тканей мозга и т.д.).

При церебрастеническом синдроме у детей и взрослых наблюдается нарушение передачи двигательных и чувствительных импульсов от головного мозга по соответствующим нервным волокнам.

Это определяет один из главных симптомов нарушения – резкие перепады настроения, сопровождающиеся рядом физиологических реакций.

Заболевание является одним из самых сложных неврологических нарушений, так как напрямую связано с функционированием соматической нервной системы, осуществляющей осознанное управление организмом.

При церебрастении своевременное лечение определяет дальнейший прогноз.

Если патологию не лечить, со временем она приведет к развитию различных нарушений и осложнений, так как сбой в работе нервной системы неизменно сказывается на функционировании всего организма в целом.

В чем причины церебрастении?

Основные причины развития церебрастенического синдрома у детей и взрослых:

  • травмы головы и спины;
  • сотрясение головного мозга;
  • воспалительные заболевания мозга;
  • тяжелые инфекционные заболевания.

Развитие церебрастенического синдрома у взрослых и пожилых пациентов нередко связано с атеросклерозом сосудов головного мозга. Заболевание может возникать на фоне тяжелых воспалительных и инфекционных болезней – менингита, энцефалита, арахноидита.

Церебрастения может диагностироваться у новорожденных с первых дней жизни. Причиной в этом случае является внутриутробная гипоксия плода, инфицирование во время беременности, нарушение развития нервной системы плода вследствие приема матерью некоторых групп медикаментов.

Симптоматика церебрастении

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, ухудшением концентрации внимания

Церебрастенический синдром, симптомы которого зависят от выраженности нарушения работы симпатической нервной системы, должен быть диагностирован вовремя.

Слово “синдром” в названии этого диагноза означает, что патология имеет целый комплекс характерных симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности.

Церебрастенический синдром с легкими нарушениями характеризуется:

  • быстрой утомляемостью;
  • головной болью;
  • частыми перепадами настроения;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • потерей интереса к жизни;
  • проблемами со сном.

Такие симптомы могут беспокоить пациента лишь периодически, например, на фоне стресса. Причем легкая форма церебрастении может проявляться всего несколькими симптомами, например, только головной болью и слабостью.

Выраженный церебрастенический синдром характеризуется тяжелой симптоматикой. Пациенты отмечают резкие перепады настроения. Выделяют гипердинамическую и гиподинамическую формы нарушения.

Гипердинамическая форма характеризуется суетливостью, раздражительностью, общей возбужденностью. Проявления и симптомы такой формы церебрастенического синдрома могут сопровождаться повышенной агрессией.

Гиподинамический церебрастенический синдром проявляется апатией и эмоциональной лабильностью. Пациенты теряют интерес к жизни, чувствуют себя разбитыми и постоянно уставшими, не высыпаются, даже если спят очень много. Эта форма нарушения сопровождается нарушением способности к усвоению новой информации.

Церебрастенический синдром характеризуется специфическим цефалгическим синдромом, или головной болью. Для этого неврологического нарушения характерна головная боль напряжения.

Чем опасно заболевание?

При церебрастении школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость, появляются фобии и страхи

Посттравматический церебрастенический синдром, как и нарушение на фоне перенесенных инфекций головного мозга, опасен развитием осложнений.

У детей может наблюдаться отставание в умственном и психическом развитии. Если патология появилась у ребенка младшего школьного возраста, может наблюдаться низкая успеваемость по предметам, требующим концентрации внимания. Такие дети неусидчивы, быстро утомляются, не проявляют интереса к подвижным играм и часто стараются избегать общения со сверстниками.

Церебрастения негативно сказывается на психике пациента. На фоне этого неврологического нарушения возможно развитие следующих осложнений:

  • невроз (неврастения);
  • депрессия;
  • панические атаки;
  • тревожные расстройства;
  • фобии.

Церебрастения приводит также к развитию ряда физических нарушений. В первую очередь наблюдаются проблемы с пищеварительной системой. Это проявляется ухудшением аппетита, тошнотой, запорами.

На фоне церебрастении часто происходит ослабление иммунитета, в результате чего человек чаще болеет ОРВИ и воспалительными заболеваниями.

Для взрослых людей церебрастения чревата возникновением проблем на работе, вплоть до заметного ухудшения профессиональных навыков.

Неврологическое нарушение потенциально опасно социальной дезадаптацией человека любого возраста. Церебрастения у детей и подростков может привести к асоциальному поведению в будущем. Такие дети склонны к опасным зависимостям, страдают от ипохондрии и могут даже попытаться совершить суицид.

На какие симптомы следует обратить внимание: первые признаки

Немедленно обратиться к врачу необходимо при появлении следующих симптомов:

  • ухудшение самочувствия в жару;
  • слабость и недомогание во время нахождения в душном помещении;
  • метеозависимость, которой ранее не наблюдалось;
  • сильная слабость;
  • ухудшение сна;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • апатия и астенический синдром;
  • перепады настроения;
  • цефалгия.

Одним из первых симптомов церебрастенического синдрома является ухудшение самочувствия при перепадах атмосферного давления. При этом появляется ноющая или пульсирующая головная боль.

Диагностика

При симптомах церебрастении больному необходимо пройти обследование у психиатра

Диагностика церебрастенического синдрома требует комплексного обследования, так как симптомы нарушения схожи с признаками ряда других неврологических заболеваний. Следует провести дифференциальную диагностику для исключения невроза, неврастении, стресса, депрессии.

Как правило, для постановки диагноза проводится:

  • проверка рефлексов;
  • физикальный осмотр;
  • тестирование;
  • МРТ головы;
  • электроэнцефалография;
  • допплерография сосудов головного мозга.

Диагноз ставится неврологом. Пациенту дополнительно необходимо пройти обследование у терапевта и психиатра.

Принципы лечения

Признаки, симптомы и лечение церебрастении во многом зависят от ее причин и выраженности. Терапия церебрастенического синдрома у детей и взрослых включает:

  • назначение медикаментозных препаратов;
  • проведение физиотерапевтических процедур;
  • изменение режима дня;
  • ЛФК;
  • психокоррекцию.

Лечебный курс при церебрастении подбирается индивидуально для каждого пациента. В целом схема терапии зависит от выраженности нарушения.

Независимо от симптомов и возраста пациента лечение начинается с изменения режима дня. Пациенту необходимо соблюдать режим сна и бодрствования, причем на сон должно отводиться не менее 8 часов. Нервная система “любит” дисциплину, поэтому необходимо точно следовать режиму, принимая пищу, отходя ко сну и просыпаясь четко по графику.

Пациентам обязательно назначают курс лечебной физкультуры для уменьшения мышечного спазма. Занятия проходят в кабинете ЛФК под контролем врача.

Медикаментозное лечение

Принимают Циннаризин внутрь после еды: при нарушениях мозгового кровообращения – обычно по 25 мг (1 таблетка) 3 раза день или по 75 мг (1 капсула) 1 раз в день

Церебрастенический синдром лечится с помощью препаратов следующих групп:

  • ноотропы;
  • адаптогены;
  • препараты для улучшения мозгового кровообращения;
  • витамины.

Ноотропы – это лекарства для улучшения когнитивных функций головного мозга. Такие препараты улучшают память, повышают способность к концентрации, восстанавливают мозговой кровоток. Препараты этой группы – Билобил, Фезам, Церебролизин.

Адаптогены – препараты для повышения устойчивости нервной системы перед действием стресса. К таким лекарствам относят настойку элеутерококка, препарат Актовегин, настойки женьшеня и эхинацеи. Эти лекарства обладают тонизирующим действием и прибавляют сил.

При повышенной возбудимости на фоне церебрастенического нарушения целесообразно назначение седативных средств вместо адаптогенов.

Для нормализации мозгового кровообращения назначают Актовегин, Циннаризин, Винпоцетин. Наравне с этими препаратами может быть назначен препарат Глицин – аминокислота с седативным и ноотропным действием.

В терапии обязательно используются витамины. Для укрепления нервной системы и нормализации мозгового кровообращения показан прием витаминов группы В; А, Е и С; кислот Омега-3. Как правило, врачи назначают конкретные витаминные комплексы.

При мышечных спазмах и головной боли напряжения врач может порекомендовать прием спазмолитиков.

Физиотерапия

Церебрастенический синдром лечится с помощью физиотерапии, лечение при этом направлено на уменьшение нервного напряжения. При церебрастении применяют:

  • мануальную терапию;
  • иглорефлексотерапию;
  • минеральные ванны;
  • грязевые аппликации и др.

При выраженном цефалгическом синдроме рекомендован расслабляющий массаж. При наличии дополнительных показаний врач может назначить электрофорез с никотиновой кислотой на шейно-воротниковую зону, так как такая процедура расслабляет сосуды и способствует нормализации мозгового кровообращения.

Другие методы лечения

Гирудотерапия – эффективное народное средство для лечения церебрастенического синдрома

В терапии церебрастении успешно применяются нетрадиционные методы лечения – остеопатия, народные средства, гомеопатия, лечение пчелами (апитерапия), лечение пиявками (гирудотерапия). Все эти методы направлены на улучшение кровообращения и уменьшение напряжения мышц и нервной системы.

Гомеопатия и народные средства могут применяться наравне с консервативной медикаментозной терапией.

Психокоррекция при церебрастении направлена на устранение таких осложнений нарушения, как неврастения, депрессия, ипохондрия. Психотерапия позволяет предотвратить развитие фобий и панических атак на фоне соматического нарушения.

Армия и церебрастения

Берут ли в армию, если у человека диагностирован церебрастенический синдром, – вопрос, беспокоящий многих молодых людей и их родителей. Армия и церебрастенический синдром не исключают друг друга. Окончательное решение принимает специальная комиссия военного комиссариата.

Несмотря на то, что прохождение срочной службы может усугубить течение неврологического нарушения из-за стрессов и сильной нагрузки, церебрастения не значится в списке заболеваний, освобождающих от армии.

Как правило, отсрочка от службы в армии при церебрастении не дается, исключение составляют лишь случаи осложненного неврологического расстройства.

Прогноз

Несмотря на всю тяжесть нарушения, прогноз благоприятный. Своевременно выявленная церебрастении достаточно хорошо корректируется медикаментами и физиотерапией.

 Своевременное лечение церебрастении у детей, восстанавливая когнитивные функции и устраняя симптомы, позволяет ребенку жить полной жизнью.

В то же время человеку необходимо долгое время принимать препараты и всегда соблюдать режим дня, чтобы нарушение вновь не дало о себе знать.

Источник: //mozg.expert/sindromy/tserebrastenicheskiy-sindrom/

Причины, симптомы и лечение церебрастении у детей

Церебральный синдром это

Церебрастенический синдром у детей является важной проблемой в неврологической практике, требующей тщательного изучения и правильной терапии. Симптомокомплекс этого состояния неспецифичен.

Ваш ребенок часто жалуется на усталость?

Первые проявления заболевания могут быть отмечены в школьном возрасте, тогда вероятной причиной будут психоэмоциональные нагрузки или нервное перенапряжения в процессе обучения. Родители могут не обратить внимания на проблемы со здоровьем своего ребенка, связывая его состояние в нагрузкой в школе.

Что такое церебрастенический синдром?

Церебрастения у детей не является самостоятельным заболеванием. Это определенный набор симптомов, который формирует патологию. Он может сопутствовать многим заболеваниям неврологического происхождения, в том числе тяжелым поражениям центральной нервной системы.

У взрослых также может наблюдаться церебрастенический синдром, но все же чаще его связывают с детским возрастом. До 18 лет происходит окончательное созревание центральной нервной системы с формированием полноценных синаптических связей в коре головного мозга.

Причины патологии у детей

При воздействии неблагоприятных факторов на несовершенную нервную систему ребенка происходит сбой адаптационных механизмов с развитием развернутого клинического симптомокомплекса.

Причины развитияПримеры патологииПатогенез формирования
Перинатальные поражения головного мозга. Воздействие разрушающего фактора во время гестации, во время родов и первые 7 дней жизни.1. Антенатальные причины: повреждающее воздействие токсических веществ, лекарств, инфекций, дефицита кислорода, заболеваний матери во время беременности с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до начала наступления родов.2. Интранатальное воздействие: дистресс-синдром в родах, рождение ребенка в асфиксии различной степени тяжести.3. Ранний неонатальный период: заболевания ЦНС в первые 7 дней жизни.Механизм повреждения ткани головного мозга связан с последовательным развитием гипоксии и ишемии в нейронах. Гипоксия приводит к накоплению токсических веществ в клетках, вызывающих ацидоз, также запускается механизм повреждения свободными радикалами субклеточных структур при патологии беременности.
Инфекционные причины. В эту группу включены инфекции, возникающие после рождения на протяжении всего периода детства.1. Генерализованные инфекции как проявление общего инфекционного процесса.2. Нейроинфекции – заболевания, вызванные микроорганизмами, тропными к ткани нервной системы (менингоэнцефалит).Инфекционные агенты влияют на ткань головного мозга, вызывая его повреждение. Это специфические триггеры воспалительного процесса.
Черепно-мозговые травмы1. Сотрясение головного мозга.2. Ушиб головного мозга.3. Гематомы.4. Кровоизлияния.5. Нарушение кровообращения.6. Острое нарушение мозгового кровообращения.Травмы головы являются самыми деформирующими факторами, вызывающими органические повреждения ЦНС. Их последствия чаще всего бывают необратимыми. После травмы могут образовываться рубцы и дефекты в нервной ткани, которые препятствуют проведению нервного импульса.
Соматические заболеванияВсе патологические состояния, приводящие к нарушению снабжения церебральной ткани кислородом:1. Анемии: дефицит гемоглобина, как следствие недостаточное поступление кислорода к органам.2. Сердечно-сосудистые заболевания: нарушается транспорт кислорода по сосудам.3. Патология почек: повышенное разрушение красных клеток крови, отвечающих за транспорт кислорода.Соматические заболевания приводят к недостатку поступления кислорода в ткань головного мозга.
СтрессФактором риска развития церебрастенического синдрома является стресс. Стрессом для ребенка является любое резкое изменение его образа жизни, распорядка дня, смена временного или климатического пояса.Стрессовые факторы приводят к повышению психоэмоциональной нагрузки. Достигнув предела, она вызывает срыв адаптационных систем в детском возрасте.

Симптомы церебрастенического синдрома

По своим проявлениям признаки церебрастении схожи с синдромом хронической усталости. Проявления заболевания можно разделить в две группы: начальные и прогрессирующие.

Начальные симптомы:

  • Непреодолимая тяга ко сну в течение дня.
  • Метеозависимость.
  • Диспептические расстройства, не связанные с патологией желудочно-кишечного тракта.
  • Снижение физических сил, слабость, потребность в отдыхе в течение дня.
  • Неустойчивость настроения.

Симптомы при прогрессировании церебрастенического синдрома:

  • Снижение работоспособности вплоть до ее потери.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Резкое снижение ментальных функций.

Клиническая картина церебрастенического синдрома в зависимости от генеза

При развитии церебрастении в неврологической практике четко прослеживается влияние первопричины на его формирование и проявление с преобладанием различных симптомов. По ведущему этиологическому фактору выделяют соматическую, посттравматическую, резидуальную, скрытую и выраженную формы церебрастенического синдрома.

Форма церебрастенического синдромаПатогенезПризнаки церебрастении
СоматическаяВ основе лежит нарушение нервно-импульсной передачи в вегетативной нервной системе, отвечающей за функционирование внутренних органов.1. Перепады настроения, резкая смена апатии и гипервозбуждения.2. Нарушения в работе ЦНС от возбуждения до торможения приводят к истощению резервных сил, что проявляется повышенной слабостью, утомляемостью.3. Нарушение работы вегетативной нервной системы ведет к дисфункции всех внутренних органов.
ПосттравматическаяЛюбая травма головного мозга приводит к формированию в нем очага хронического возбуждения, который генерирует в постоянном режиме избыток нервных импульсов.1. Развернутая клиническая картина проявляется спустя несколько месяцев после перенесенной травмы.2. Расстройство личности пострадавшего: агрессивность, вспыльчивость, немотивированная жестокость сменяется полнейшим безразличием.3. Сочетается с патологией желез внутренней секреции.4. Неврологические симптомы: фотофобия, фонофобия.5. Головная боль.
РезидуальнаяХронический очаг возбуждения в головном мозге, возникший после его травмы, с течением времени приводит к истощению резервов нервной системы. По сути это остаточные проявления последствий черепно-мозговой травмы.Клиническая картина схожа с посттравматической формой. Отличия: длительность процесса, тяжело поддается лечению.
Скрытый церебрастенический синдромПатогенез зависит от формы церебрастенического синдромаВялое, длительное течение. Пациент долго живет с этим состоянием, частично к нему адаптируется. Последствия этой мнимой адаптации – хронизация процесса, проблема с окончательным излечением.
Выраженный церебрастенический сидромПатогенез в зависимости от формы церебрастенического синдромаЯркая клиническая картина, определяемая формой цереброастенического синдрома и возрастом пациента.

Интересное:  Органическое поражение мозга у детей: симптомы и лечение

Осложнения и последствия

  • Задержка психического развития ребенка.
  • Задержка физического развития.
  • Формирование девиантного поведения.
  • Асоциализация ребенка.
  • Развитие невроза, неврастении.
  • Инсомния.
  • Панические состояния.

Лечение церебрастенического синдрома

Лечение церебрастении начинается с общих рекомендаций:

  • Исключение факторов, негативно влияющих на нервную систему: действие резких звуков, яркого мерцающего света, изнурительные тренировки, психотравмирующие ситуации.
  • Общие укрепляющие средства: лечебная физкультура, рациональный режим труда и отдыха, пребывание и активные игры на свежем воздухе, посещение бассейна, массажа;
  • Санаторно-курортное лечение.

Народная медицина

При лечении церебрастенического синдрома большой популярностью пользуется фитотерапия. Применяются целебные растения, обладающие седативным эффектом: сосновая кора, пустырник, мята, мелисса, березовые листья.

Противопоказаний к фитотерапии практически нет, но следует помнить о возможной индивидуальной непереносимости действующих веществ, входящих в состав растений.

Психокоррекция

Церебрастенический синдром у детей поддается лечению с помощью психокоррекции. Психологическая помощь ребенку специалистом обеспечивает его адаптацию в социуме.

Интересное:  Лекарства от головной боли для детей

Типичные проявления ЦАС

Особенности церебрастенического синдрома у детей определяются их возрастом.

Возрастной периодСимптомы
Симптомы в младенчествеПовышенная возбудимость, которая проявляется в этом возрасте нарушением сна (плохо засыпают, просыпаются с плачем), аппетита (плохо прибавляют в весе).
Признаки церебрастении в раннем детском возрасте1. Отставание физического развития: не любят подвижные игры, медлительные, быстро устают при ходьбе, мышечная координация развита хуже , чем у их сверстников.2. Отставание психического развития: умеренная задержка речи, интеллекта.
Симптомы болезни у дошкольникаПроблемы возникают при поступлении в детский сад, когда отмечается более трудный процесс обучения. Ребенок устает от обычных нагрузок. Психоэмоциональное перенапряжение может стать причиной усугубления заболевания. Наблюдается нарушение концентрации внимания на одном предмете.
Школьный возрастНарушение внимания при обучении в школе проявляется плохой успеваемостью, низким усвоением материала и плохим его воспроизведением.

Разновидности церебрастении

  • Астеноадинамическая форма.

Ведущими симптомами являются пассивность, медлительность, низкая способность к умственным занятиям. Дети характеризуются наличием возбудимой нервной системы.

  • Астеногипердинамический вариант.

Неврологи у таких детей выявляют гипервозбудимость, дефицит внимания, девиантное поведение (агрессивность). Они также плохо учатся в школе. Низкая успеваемость связана с гиперактивностью, из-за которой дети не могут концентрироваться на изучаемом материале.

  • Астенодистимический, смешанный тип.

Данная форма вобрала в себя признаки астенодинамической и астеногипердинамической форм.

Как определить ЦАС?

Важна этапность в постановке диагноза у детей.

Сбор анамнеза

Педиатр опрашивает мать и ребенка о перенесенных заболеваниях, травмах. Особое внимание уделяется гестационному, интранатальному и послеродовому периодам матери. Уделяется внимание описанию процесса обучения и усвоения материала ребенком.

Осмотр специалистами

В стандарт обследования входят консультации гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, нефролога, психолога.

Лабораторная диагностика

Лабораторная диагностика проводится по назначению специалистов. Ребенком сдаются общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования крови.

Инструментальные исследования

  • Электрокардиография.
  • Электроэнцефалография.
  • Реоэнцефалография.
  • Нейросонография.

5 признаков церебрастенического синдрома, по которым родители могут заподозрить заболевание у ребенка

  • Обучающие занятия быстро утомляют ребенка, делают его пассивным;
  • Обучающие занятия вызывают гипервозбуждение ребенка;
  • Уставшие дети не могут логично отвечать на вопросы;
  • Признаки дисбаланса вегетативной нервной системы (бледность или краснота в стрессовой ситуации);
  • Метеозависимость.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Источник: //golovaibolit.ru/golovnaya-bol-u-detej/cerebrastenicheskij-sindrom-u-detej

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Церебральный синдром это

Педиатрия и неонатологияВрач-педиатр рассказывает о том, что такое церебрастенический синдром

Церебрастенический синдром или ЦАС – это симптомокомплекс, сочетающий в себе астению и другие психические и неврологические нарушения, которые развиваются из-за органического поражения головного мозга.

В переводе с латинского «церебрастенический синдром» означает «cerebrum – мозг» и «astheneia – бессилие, слабость», т.е. дословно – бессилие мозга. Синонимом этого симптомокомплекса является —  церебральная астения, астения, церебрастения, астенический синдром.

Данный симптомокомплекс может встречаться как у детей, так и у взрослых, но чаще возникает и определяется в детском возрасте. Основная группа риска – это новорождённые. Потому что предпосылки для возникновения церебрастенического синдрома возникают ещё внутриутробно.

Частота встречаемости церебрастенического синдрома у детей составляет 3%.

Так как у детей с церебрастенией нарушены адаптационно-приспособительные механизмы, синдром чаще выявляется в периоды стресса – при оформлении в детский садик, школу.

Настороженно необходимо относиться к церебрастеническому синдрому в педиатрии. Так как при лёгких формах церебрастении дети испытывают трудности в учёбе, не внимательно слушают родителей и учителей, балуются, капризничают, но, к сожалению, все эти симптомы они могут «списать» на избалованность ребёнка. И будут ждать, когда их малыш повзрослеет.

Детям с церебрастенией необходимо не только соответствующее лечение, очень важную роль играет образ жизни, отношение и понимание родных, учителей и воспитателей. Поэтому необходимо вовремя диагностировать церебрастенический синдром у детей и информировать родителей о признаках этого заболевания.

Причины церебрастении у детей

Причины церебрастенического синдрома можно разделить на несколько групп.

Возникающие как осложнение родов

  • Асфиксия малыша;
  • недоношенность ребёнка;
  • травмирование в интранатальном периоде;
  • кровопотеря.

Возникающие как последствие перенесённой нейроинфекции

  • энцефалит;
  • менингит;
  • миелит;
  • полиомиелит.

Возникающие как последствие черепно-мозговой травмы

  • сотрясение головного мозга;
  • ушиб головного мозга;
  • травма головного мозга;
  • травма головы.

Определяется у 80 – 90% детей, перенесших ЧМТ. Последствия травмы чаще всего появляются не сразу, а через несколько лет после травмирования. Очевидно, в детском возрасте травмы головы более опасны, чем во взрослом.

Наличие соматических заболеваний

  • патологиях сердечно-сосудистой системы;
  • гиповолемия (уменьшается объём крови);
  • гипоксемия (снижается количество кислорода в кровяном русле).

Могут возникать при шоковых состояниях, болезнях почек, артериальной гипертензии и т.д.

Возникающие после действия стрессовых факторов

  • в эмоциональном напряжении;
  • в эмоциональном потрясении;
  • в пубертатном периоде;
  • в частой смене климатических поясов;
  • в нарушении режима сна и бодрствования.

Могут возникать как осложнение оперативного вмешательства.

Формы церебрастенического синдрома у детей

Выделяют 2 формы церебрастении:

  1. Астеногипердинамическая, характеризующаяся повышенной возбудимостью, агрессивностью, неуправляемостью, нервозностью, эмоциональной лабильностью, чрезмерной активностью детей.
  2. Астеноадинамическая, проявляющаяся следующими синдромами: безразличием, вялостью, слабостью, слезливостью, снижением аппетита, заторможенностью, низким интересом к играм и учёбе. Над такими детьми часто насмехаются в школе.

Диагностика церебрастенического синдрома

Диагностика церебрастении основывается на клинических, физикальных, инструментальных и лабораторных методах. Большое количество исследований необходимо из-за неспецифичности данного симптомокомплекса для исключения таких патологических состояний, как: иммунологических, гематологических, инфекционных и т.д.

Методы исследования:

  • клинический метод заключается в тщательном опросе, сборе анамнеза и катамнеза. Его применяет терапевт (для взрослых) или педиатр (для детей), невролог, психиатр;
  • физикальный метод осуществляется педиатром у детей и терапевтом у взрослых. Он заключается в осмотре при наличии со стороны работы внутренних органов. Слушает, пальпирует и перкутирует лёгкие, сердце, желудочно-кишечный тракт. Неврологом оценивается симметрия, адекватность и сформированность рефлекторной деятельности. Ими также определяется задержка интеллектуального, физического и речевого развития;
  • психодиагностический метод. Психиатром оцениваются когнитивные функции – внимание, память, мышление;
  • инструментальный метод. Проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковая диагностика головы и шеи (УЗДГ). При церебрастеническом синдроме оценивают сосудистую неполноценность, несбалансированную работу нервных импульсов и т.д.;
  • лабораторный метод заключается в назначении общего анализа крови (ОАК) и биохимического. Данное исследование проводится чтобы исключить анемию, сахарный диабет, инфекционные и другие болезни, которые могут иметь подобную симптоматику.

Осложнения и последствия церебрастенического синдрома

При своевременном выявлении церебрастенического синдрома и назначении адекватного лечения, симптомы этого заболевания улучшаются, но позднее выявление грозит следующими осложнениями:

  • в детском возрасте характерна задержка в развитии, которая сложно компенсируется. Поэтому зачастую такие дети посещают специализированные детские сады, школы;
  • склонность к возникновению психических отклонений, например, депрессивных, ипохондриальных, неврозоподобных, тревожных и панических расстройств. Изменения со стороны психики влекут за собой нарушения работы других органов и систем: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и мочевыделительной системы. У таких детей чаще возникают инфекционные заболевания;
  • нарушение личностного формирования ребёнка. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, любви, исключении стрессовых и эмоциональных ситуаций;
  • склонность к асоциальному поведению в будущем (алкоголь, наркотики, суицид).

Прогноз и профилактика церебрастении

Если правильно оказана медицинская и психолого-педагогическая помощь, прогноз церебрастенического синдрома благоприятный. Симптоматика становится менее выраженной и исчезает к подростковому возрасту.

При планировании ребёнка необходимо тщательное обследование женщины и лечение выявленных заболеваний.

Чтобы предупредить синдромы церебрастении и её обострений, необходимо внимательно наблюдать за общим состоянием малыша: на ранних сроках определить причину утомляемости, слабости, сонливости или же гиперактивности, плохой успеваемости в школе и т.д. Необходимо соблюдать режим сна и бодрствования.

Необходимо уменьшить количество стрессовых ситуаций для малыша. Необходимо внимание и проявление любви к ребёнку (объятия, похвала, поддержка и т.д.).

Сократить время пребывания за компьютером и телевизором, т.к. они чрезмерно возбуждают нервную систему.

Заключение

Церебрастенический синдром требует правильного и комплексного лечения. При своевременно принятых мерах и правильном лечении пациентов возможно восстановление эмоционального фона, умственных способностей, памяти. Большая часть из них приспосабливается жить в социуме, к обучению в школе, к работе.

Поэтому будьте внимательны в отношении своего ребёнка. Не «списывайте» всё на избалованность!

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

(7

Источник:

Статья по психологии на тему “Рекомендации родителям с детьми с церебрастенический и психо – органический синдром.”

Инфоурок › Школьному психологу ›Статьи›Статья по психологии на тему «Рекомендации родителям с детьми с церебрастенический и психо – органический синдром.»

Церебрастенический и психо – органический синдром.

Родители ребенка должны всячески поддерживать его, помогать, ободрять при успехах, но не стоит ругать малыша при неудачах. Важно создать у ребенка веру в собственные силы и положительный результат от любого вида деятельности. Особая группа пациентов – школьники.

Они очень ранимы, плохо воспринимают неудачи, в то время как учитель может «записать» такого ученика в ряды двоечников и лоботрясов.

В целях профилактики ухудшений самочувствия и возврата негативных симптомов пациентам рекомендуется больше отдыхать, избегать стрессов и эмоциональных переживаний, гулять в тихих спокойных местах. Очень важна помощь и поддержка близких, которые могут создать условия для хорошего настроения.

Приемы коррекционной работы:

  • Сочетать задачи по развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве с упражнениями двигательного характера, не допуская перегрузок длительного характера как на зрение, так и на интеллект
  • Предупреждать утомление, давая отдых
  • Упражнять память, используя предметно-практические формы
  • Развитие мелкой моторики сочетать с развитием целенаправленных умственных усилий на достижение результата (пальчиковую гимнастику — оречевлять)
  • Элементы психотерапии.

Курс повышения квалификации

Песочная терапия в работе с детьми

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Источник: //rdbkomi.ru/zabolevaniya/tserebrastenicheskij-sindrom-5-glavnyh-prichin-i-dejstvennye-sovety-dlya-roditelej-ot-pediatra.html

БолезниНет
Добавить комментарий