Почему большая кровопотеря опасна для жизни

Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 22

Почему большая кровопотеря опасна для жизни

Произошло обновление предметной комиссии. Эксперты стремятся представить задания, направленные на общие учебные умения – в том числе и творческие, это связано с ориентацией на новую систему образования.

Ученикам придется показать знание всевозможных тонкостей и деталей. Выпускникам необходимо повторить систему органов дыхания и уметь ее сравнивать с системами дыхания других организмов, знать свойства каждого отдела пищеварительной и нервной систем. Причем не просто усвоить факты из учебника, но и уметь их интерпретировать, объяснять, соотносить, связывать.

В этом году могут встретиться вопросы и на интерпретацию данных эксперимента. Чтобы дать правильный ответ, ученику понадобится методологическая терминология. Кроме того, нужно отработать вопросы на знание селекции, биотехнологии, методов получения новых сортов растений, пород, лекарств – им будет уделять значительное внимание в ЕГЭ.

Специалисты отмечают, что в подготовке к экзамену важно делегировать большую часть работы непосредственно ученику. Преподаватель должен исполнять роль скорее консультанта и корректора, а прорабатывать материал ребенку лучше самостоятельно.

Примеры вопросов

Задание № 22 остается практико-ориентированным и двухбалльным (оценивается по двум критериям). На примере возможных формулировок этого задания рассмотрим, каким темам нужно уделить особое внимание при подготовке.

Методы исследования

Пример 1:Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?

В ответе необходимо указать такие методы как эксперимент и микроскопия (наблюдение), а также уточнить, что в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу).

Пример 2: У мальчиков с синдромом Клайнфельтера набор половых хромосом – ХХУ. Объясните, как могла возникнуть такая аномалия. Какой метод позволяет ее установить?

Дети легко решают такие задания, но иногда путаются в методах. В данном случае мы видим нарушение мейоза в материнском или отцовском организме, что при гаметогенезе приводит к образованию гамет, содержащих хромосомы ХХ или ХУ, соответственно. Метод: цитогенетический (микроскопия).

Анализирующее скрещивание

Пример:В хозяйство приобрели безрогого черного быка и хотят убедиться в его чистопородности (эти признаки доминируют над рогатостью и красной окраской шерсти). Какое скрещивание необходимо провести и какое потомство должно получиться, если бык чистопородный?

В ответе необходимо обозначить термин «анализирующее скрещивание». Если купленный бык чистопороден (ААВВ), то все потомство будет безрогим, черным (АаВв).

Нераспространенные растения

Пример 1:В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растет омела – растение, похожее на зеленый шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.

Пример 2: Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.

Ученики раньше практически не сталкивались с подобными примерами растений в вопросах, из-за чего могут возникнуть затруднения при ответе. О тех же орхидеях ученик может сказать, что они паразитируют, хотя на самом деле эти растения не наносят вред деревьям и фактически просто квартируются.

Растительные гормоны

Пример: Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

Для ответа ученику нужно понимать механизм изменения формы растения в зависимости от того, какие клетки являются мишенями. Растительные гормоны вызывают увеличение размеров клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них), а разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

Органы дыхания

Пример:Рассмотрите модель, которую разработал голландский физиолог Франциск Дондерс. Механизм какого процесса демонстрирует это устройство? Почему объем мешков, прикрепленных к стеклянным трубочкам, изменяется при изменении положения резиновой мембраны.

Вопрос касается прибора, установленного практически в каждом кабинете биологии, и указывает на механизм вдоха и выдоха.

При этом нужно помнить, что диафрагма, которую имитирует резиновая мембрана, не орган дыхания, а поперечно-полосатая мышца.

В ответе на этот вопрос также необходимо указать: при опускании резиновой мембраны внутри банки, давление снижается, становится ниже атмосферного, и резиновые мешки увеличиваются в объеме из-за разницы давлений.

Энергетика процессов

Пример:В чем, на ваш взгляд, состоит преимущество внутреннего оплодотворения у животных по сравнению с наружным?

В ответе ученику важно написать, что образование половых клеток уменьшается, то есть ресурсы организма используются рационально. Кроме того, увеличивается вероятность оплодотворения, и оно меньше зависит от внешних факторов.

Корнеплоды

Пример: Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.

Нужно указать, что прореживание растений ослабляет конкуренцию и приводит к повышению урожая. Также вполне резонно будет упомянуть нехватку минеральных веществ при тесном произрастании всходов. Но высшие два балла ученик не получит, если не выделить, что представленные растения – морковь и свекла – образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы.

Гибриды

Пример 1:В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

Для ответа важно понимать, что бройлеры — это гибрид, а не порода курицы, поэтому они не в состоянии полностью передать свои гены по наследству. Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, а у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса. Также нужно указать, что бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом и быстро набирают массу.

Пример 2: Почему растительные межвидовые гибриды, в основном, стерильны? Каким методом Г.Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?

В ответе ученику нужно прописать, что в межвидовом гибриде отсутствуют пары гомологичных хромосом, а это нарушает процесс мейоза и приводит к стерильности гибридов. Что касается Г.Д. Карпеченко, то он преодолел стерильность капустно-редечного гибрида методом полиплоидии.

Изменения экосистемы

Пример:Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

Этот вопрос вызывает горячие дебаты, потому как не всегда понятно, сколько длятся первоначальные изменения. К тому же педагоги и ученики часто углубляются в прогнозы.

На самом деле этот вопрос не требует развернутого ответа, и подразумевает акцент на два понятия: «первоначальный» и «сокращение» (а не исчезновение!).

Достаточно указать, что увеличится численность растительноядных организмов и уменьшится численность растений, которыми питаются консументы первого порядка.

Ферменты и субстраты

Пример:Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено». Объясните ее смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке.

В ответе необходимо обозначить, что длительное пережевывание пищи способствует выделению желудочного сока, а это облегчает пищеварение в желудке. При тщательном пережевывании пища измельчается, хорошо смачивается слюной и начинает перевариваться.

Вопрос предполагает, что речь пойдет, помимо прочего, об увеличении рабочей поверхности – благодаря измельчению пищи и, соответственно, повышению активности взаимодействия ферментов с субстратом.

Дети чаще всего отвечают на этот вопрос неточно: они подробно описывают деятельность ферментов или просто указывают, что пища лучше переваривается.

Глюкагон

Пример: К каким последствиям может привести снижение синтеза глюкагона поджелудочной железой? Каков механизм действия этого гормона?

Ученик должен понимать, что глюкагон регулирует уровень сахара в крови – также, как и инсулин. Но этот гормон, накапливаясь в печени, при необходимости расщепляет гликоген и стимулирует выброс глюкозы в кровь.

Возможный ответ: глюкагон вместе с инсулином регулируют уровень глюкозы в крови, как лекарственное средство он применяется для повышения уровня глюкозы.

Также нужно указать, что снижение уровня глюкагона может привести к сахарному диабету.

Вредители сельскохозяйственных растений

Пример: Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых – трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?

В ответе важно прописать, что это биологический способ борьбы с вредителями культурных растений, и он не загрязняет окружающую среду, не оказывает отрицательного воздействия на растения.

Рефлексы

Пример: Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить не только постороннего человека, но иногда и хозяина?

Заданий на знание нервной системы, рефлексной деятельности организма, работы парасимпатической нервной системы – достаточно много. Ученику необходимо знать, как устроена вегетативная нервная система, что такое торможение, возбуждение, условное и безусловное торможение.

В ответе на данный вопрос нужно указать, что во время еды у собаки возбужден центр пищеварения, и когда у нее отнимают еду, то в этом центре возникает внешнее (безусловное) торможение, возбуждается центр защиты и проявляется оборонительный рефлекс.

Также возможен вариант ответа: безусловный защитный рефлекс тормозит безусловный пищевой рефлекс.

Генетика

Пример: Почему в семье здоровых родителей гемофилией страдают сыновья?

В этом году сохраняются все типы вопросов по генетике, в которых рассматриваются моно и дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, сцепленное и сцепленное с полом наследование.

В данном примере необходимо указать, что ген гемофилии рецессивный, сцепленный с полом и находится в Х – хромосоме, и что он проявляется у мальчиков, поскольку у них одна Х-хромосома, а в У –хромосоме отсутствует аллель этого гена.

Артериальное давление

Пример: Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.

Ученику нужно прописать, что при уменьшении количества крови артериальное давление значительно падает (снижается приток крови к сердцу и головному мозгу), после чего наступает кислородное голодание (в тканях снижается уровень обмена веществ и выработка энергии), и это может вызвать смерть человека.

Консументы и пищевые цепи

Пример 1:В каких случаях кровососущие насекомые занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков?

Этот вопрос может вызвать затруднения у выпускников.

В конечном итоге они должны указать, что на теле растительноядного животного кровососущие насекомые – консументы II порядка, а на теле хищника они консументы III и IV порядков.

При подготовке нужно рассматривать примеры из жизни: на мыши комар консумент II порядка, а на лисе – III, при этом в цепи лягушка – змея – хищная птица он может оказаться консументом IV порядка.

Пример 2:Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: мышь-полевка, растения луга, лисица, ястреб. Сколько энергии переходит на уровень консументов II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10000 кДж?

Смысл задания может меняться в зависимости от порядка консумента. В данном случае ученику необходимо отобразить цепь «Растения луга –> мышь-полевка –> лиса –> ястреб». А также указать, что к лисе, консументу второго порядка, переходит 100 кДж.

При подготовке нужно обязательно предупредить школьников, что пока они не прочитали задание до конца и по-настоящему не поняли смысл вопроса, к решению лучше не приступать.

Даже у знающих предмет людей иногда срабатывает рефлекс: им кажется, что вопрос понятен с первых двух-трех фраз – это заблуждение может привести к ошибке.

Также стоит напомнить ученикам о пользе работы с черновиками, особенно в таких стрессовых ситуациях как экзамен.

Источник: //rosuchebnik.ru/material/ege-po-biologii-2018-zadanie-22/

Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека

Почему большая кровопотеря опасна для жизни

Как уже было отмечено выше, кровопотеря развивается вследствие нарушения целостности сосудов, органов и тканей. При этом объем потерянной крови не обязательно должен быть большой. Достаточно в течение короткого времени потерять всего 300 мл для того, чтобы развилась анемия и упало артериальное давление.

При потере крови в больших объемах, примерно до 60%, происходит постепенное снижение давления. Длится это в течение 20-30 минут или даже дольше. При такой потере кожные покровы человека становятся мраморного цвета. При осмотре внутренние органы бледные.

Объемы кровопотери

Кровопотеря подразделяется на несколько типов, отличающихся объемом потерянной крови.

  1. Малая. Объем потерь составляет менее 200 мл. Столько человек может потерять без вреда для здоровья. Это состояние здоровый организм переносит без каких-либо последствий. Симптомы при этом не проявляются. Пульс находится в норме, артериальное давление не снижается, но наблюдается небольшая усталость.
  2. Средняя. Объем 200 – 500 мл. Давление снижается примерно на 10%, наблюдается небольшой сбой сердечного ритма, цвет кожи становится бледнее, чем обычно, пульс и дыхание немного учащаются. У человека наблюдается головокружение, слабость, заторможенная реакция на раздражители, ощущение сухости во рту, тошнота. Иногда возможны обмороки.
  3. Большая. Потери составляют 500 мл – 1 литр. Артериальное давление падает до 90 мм.рт. ст. Учащенное сердцебиение до 120 ударов в минуту, пульс до 150 ударов. Эмоциональное состояние – безразличие, человек бредит, отсутствует сознание. Покровы белого цвета или синеватого-серого. Проступает холодный пот, мурашки на коже, возникают судороги.
  4. Смертельная. Объем потерь от двух до пяти литров. Такая большая кровопотеря является смертельной для человека. Давление падает до отметки ниже 60 мм.рт.ст. иногда оно совсем не определяется. Исчезает пульс, кожа белого цвета, сухая и холодная. Могут возникать судороги, непроизвольное испражнение. Зрачки расширяются, начинается агония, а далее наступает смерть.

Виды кровотечения

В зависимости от вида кровотечения объемы кровопотери и меры помощи будут разными.

  1. Артериальное. Возникает в результате повреждения крупных сосудов. Струя пульсирующая – фонтан. Цвет ярко красный.
  2. Венозное. Струя вялая, течет медленно. В крови много углекислого газа, поэтому цвет у нее темно-красный.
  3. Капиллярное. Это наименее опасный вид кровотечения, так как капилляры находятся снаружи, и кровь часто останавливается сама.
  4. Внутриполостное. Очень опасный вид. Повреждаются кровеносные сосуды внутренних органов. В этом случае кровь не выходит наружу, а накапливается в полостях организма. опасность состоит в том, что визуально она не диагностируется, процесс протекает скрытно от человека, а симптомы появляются не сразу. И сколько человек потерял крови, определить в данной ситуации сложно.

Каждый из этих видов кровотечений может привести к летальному исходу, если вовремя не принять меры и не начать лечение.

Смерть от кровопотери

в них присутствует много капилляров, благодаря которым происходит работа дыхательной системы. Работа всех внутренних органов строится на кровообмене. Кровь переносит кислород, без которого организм не может полноценно функционировать. При нарушении кровообращения в головном мозге прекращается подача кислорода, что приводит к гипоксии и клетки мозга начинают отмирать.

На исход кровотечения влияют несколько факторов:

  1. Объем и скорость кровотечения. При потере более 50% считается несовместимой с жизнью. Хотя бывают неблагоприятные ситуации, когда человек умирает от потери меньше 30%, это, как правило, небольшие потери, но они длительные по времени.
  2. Вид сосуда кровотечения. При артериальном кровотечении опасность наступления смерти больше.
  3. Общее состояние здоровья человека. Здоровый человек, не имеющий каких-либо хронических заболеваний, переносит кровопотери легче. Организм может задействовать защитные и резервные механизмы для восстановления.
  4. Внешние факторы: переохлаждение и перегревание негативно влияют на процесс восстановления.
  5. Люди, регулярно сдающие донорскую кровь, и женщины легче переносят это состояние, а дети и старики тяжелее. Для младенца даже несколько миллилитров потери крови может закончиться смертельным исходом.

Лечение кровопотери

Для того, чтобы принять адекватные меры по лечению кровопотери, необходимо для начала определить ее величину. Есть простая методика ее определения:

  • по месту травмы, уровню давления, объему поврежденных тканей и общим признакам кровопотери;
  • по показателям крови: количеству эритроцитов, уровню гемоглобина и плотности.

Методика лечения этого состояния сводится к нескольким принципам.

  1. Необходимо восполнить объем жидкости внутри сосудов при помощи растворов.
  2. Восполнить плазменные элементы, отвечающие за свертывание.
  3. Повышение содержания кислорода в крови больного.
  4. Увеличение количества эритроцитов.

Если кровопотеря острая, то медицинское вмешательство должно проводиться немедленно.

Источник: //motiv-tarif.ru/pochemu-bolshaya-krovopoterya-opasna-zhizni-cheloveka/

Вопрос 10. Опасность кровопотери

Почему большая кровопотеря опасна для жизни

Кровотечение, возникающее в результате травмы или заболевания, может представлять реальную угрозу не только здоровью, но и жизни человека в случае, если потеря крови оказалась достаточно большой.

Кровь – важнейшая субстанция в организме человека, одной из основных функций которой является транспортировка кислорода и других важнейших веществ к сердцу и тканям. Поэтому потеря значительного количества крови способна существенно нарушить нормальную работу организма или даже привести к летальному исходу.

В общей сложности в организме среднего взрослого человека содержится около 5 литров крови. При этом некоторой ее части он может лишиться практически без всякого вреда для себя: например, объем крови, забираемой за один раз у донора, составляет 450 миллилитров. Это количество считается совершенно безопасным для взрослого человека.

Более или менее серьезной проблемой может стать потеря 20% общего объема крови или большего количества.

Врачи утверждают, что степень опасности кровопотери для жизни человека в конкретном случае зависит не только от ее объема, но и от характера кровотечения. Так, наиболее опасным является быстрое кровотечение, при котором человек в течение короткого периода времени, не превышающего нескольких десятков минут, теряет значительное количество крови.

При потере примерно одного литра крови или около 20% общего объема крови, циркулирующей в организме, сердце перестает получать достаточный объем крови для циркуляции, у человека возникают перебои сердечного ритма, резко снижается уровень артериального давления и частота пульса. Тем не менее, если кровопотерю удается остановить на этом этапе, она, как правило, не несет существенной угрозы для жизни человека, и при достаточном питании и отдыхе организм способен самостоятельно восстановить потерянный объем.

В случае потери от 20% до 30% крови в течение относительно короткого времени, что эквивалентно объему в 1-1,5 литра крови для взрослого человека, наблюдается повышенная потливость и жажда, тошнота, возможна рвота.

Человеку не хватает воздуха, он становится апатичен, его руки дрожат, а зрение становится нечетким.

В этом случае даже при остановке кровотечения самостоятельное восстановление потерянного объема, как правило, является затруднительным, и человеку необходимо переливание.

При быстрой потере 2-3 литров крови, то есть 30% и более от общего количества, имеющегося в организме, поверхность кожи человека становится холодной, сам он заметно бледнеет, а лицо и конечности приобретают синеватый оттенок.

В большинстве случаев такая кровопотеря сопровождается потерей сознания, а зачастую – впадением в кому. В этом случае спасти жизнь человеку может только немедленное переливание крови.

Быстрая потеря 50% и более от общего количества крови, имеющейся в организме, считается смертельной.

Если же кровопотеря является постепенной, например, при внутреннем кровотечении, организм успевает адаптироваться к ситуации и способен выдержать существенно большие объемы потери крови. Например, медицине известны случаи выживания при потере 60% крови после своевременного вмешательства.

При острой кровопотере значительно уменьшается объем циркулирующей крови, отмечается снижение уровня гемоглобина, развивается недостаточность кровообращения.

При недостаточности компенсаторных механизмов и значительной кровопотери быстро развивается картина острого малокровия.

Острое малокровие сопровождается общей слабостью, головокружением, бледностью кожи и видимых слизистых оболочек, мельканием «мушек» перед глазами, жаждой, зевотой, помрачением сознания, учащением сердцебиения и дыхания артериальное давление падает.

Опасным осложнением кровотечения является геморрагический шок. Снижение артериального давления до 70 мм ртутного столба является критическим, и если в течении 1 -2 часов не удается его поднять, в органах и тканях развиваются необратимые изменения. Организм человека, особенно детей и пожилых людей, чрезвычайно реагирует на острую кровопотерю.

При внутреннем кровотечении, излившаяся кровь, может сдавливать жизненно важные органы (сердце, мозг) и нарушать их функцию, что создает прямую угрозу для жизни больного.

Кровь, излившаяся в ткани и органы является хорошей питательной средой для микроорганизмов.

При ранении вен шеи, крупных вен живота, таза может возникнуть воздушная эмболия. Характерным для воздушной эмболии является присасывание воздуха, сопровождающееся свистящим воздухом. Скопление большого количества воздуха в правом желудочке может вызвать остановку сердца.

При отсутствии помощи пострадавшему, кровотечение может привести к обескровливанию и смерти от остановки сердца и паралича дыхательного центра на почве тяжелой гипоксии (кислородного голодания).



Источник: //infopedia.su/14xd9f8.html

БолезниНет
Добавить комментарий