Почему мы забываем информацию

Дурацкие песни заедают в голове и ещё 5 признаков того, что мозг манипулирует вами

Почему мы забываем информацию

Мозг смотрит на вас, как на раба

Дарья Селенская / Сеть городских порталов

Почему мы открываем холодильник просто так, откуда берется дежавю, из-за чего мы не можем вспомнить элементарные слова и имена известных артистов и кто во всем виноват? Мы могли бы считать некоторые причуды своего мозга суперспособностями, но на деле всё обстоит иначе. Мы задали шесть странных «почему» врачу-токсикологу Алексею Водовозову, специалисту по автобиографической памяти Анне Горбуновой, обратились к научным трудам и пришли к неожиданным результатам.

Почему мы забываем, зачем открыли холодильник и для чего пришли в магазин?

Можно часами смеяться над котами, которые стоят в дверном проеме, не понимая, зачем они вообще, но и сами мы порой не лучше. Открываем холодильник несколько раз за вечер и забываем, что от него хотели, стоим у прилавка и пытаемся вспомнить, для чего мы подошли к нему.

Да что там — бывает, переступишь порог квартиры или комнаты и сразу впадаешь в ступор. Конечно, если вы пришли в гости и на вас напала амнезия, стоило только увидеть лица друзей, это уже совсем тревожный звонок.

Для всего остального есть вполне логичное объяснение, подтвержденное опытами и экспериментами.

Странно, правда, что определение такому поведению мозга появилось только в 2011 году, когда психолог Габриэль Радванский решил расставить всё по местам. Он собрал компанию подопытных и предложил им нехитрый эксперимент.

На первом этапе он попросил их перемещаться по комнатам виртуального дома, брать разные вещи и складывать их в рюкзак. Во втором случае люди делали то же самое, только не переступали порог одной комнаты.

В результате участники первой группы не могли перечислить всё, что набрали, в то время как вторая компания всё прекрасно запомнила. Ученый остался доволен исследованием, а явление назвал «эффектом дверного проема».

Дверной проем стал информационным эпизодом, который несет дополнительную нагрузку на память. То есть чем больше дверей вы прошли по пути к тому же холодильнику, тем сложнее вам будет вспомнить, куда вы вообще идете. Хорошо, что вагоны-рестораны в поездах обычно располагаются в середине состава.

Обойти этот мозговой баг можно, если вы попытаетесь распутать клубок своих мыслей, отмотать назад действия, которые привели вас к холодильнику, прилавку или еще куда.

Когда понимаешь, что забыла купить еду

Дарья Селенская / Сеть городских порталов

Почему, когда щекочешь себя, не смешно?

Вообще, было бы странно кататься со смеху от одного только прикосновения к себе. Сколько бы тогда курьезных моментов могло случиться в самых неподходящих ситуациях. Это может объяснить одна из наиболее распространенных версий природы щекотки, говорящая о том, что это защитная реакция организма, она помогает быстро обнаружить чужеродных вредителей.

Если посмотреть на части тела, больше остальных подверженные щекотке (уши, ребра, шея, бока, подмышки, живот, пах, стопы), становится понятно, что она возникает там, где не сразу разглядишь причину беспокойства. Почему же нам смешно? В данном случае природа заложила так: смех порождают страх и высокий уровень нервного напряжения.

Появляется щекотка из-за раздражения осязательных рецепторов на коже, чувствительность которых контролируют спинной и головной мозг.

Если вы прикоснетесь рукой к той же собственной подмышке, мозжечок будет контролировать и предсказывать движения конечностей, а рецепторы сообщат мозгу: «Всё в порядке, товарищ, работаем дальше», — и тот притупит чувствительность рецепторов.

А вот если вас начнет щекотать кто-то другой, вы элементарно теряете возможность контролировать процесс, от того и начинаете хохотать.

Почему мы не можем вспомнить слова, фразы и имена известных артистов?

Случалось ли вам когда-нибудь вместо того, чтобы сразу назвать имя человека, говорить запутанными фразами типа «ну этот, как его, такой с носом»? Конечно, случалось! Наверняка не раз забывали не только имена, но отдельные слова и целые фразы. Не переживайте, с вами всё в порядке, это очень распространенное явление и называется оно «летологика». Запомните это слово.

Ничего удивительного в том, что вы забываете слова, нет. В одном только словаре Даля их примерно 200 тысяч, а в современном языке — около полумиллиона.

В то время как наиболее употребительными из них считаются, согласно «Частотному словарю русского языка» под редакцией Лидии Засориной, около 30 тысяч слов, а чаще всего человек обходится в среднем шестью тысячами. Вполне естественно, что мы забываем слова, которыми редко пользуемся.

Происходит это из-за того, что память строится из взаимосвязанной информации, и только от ассоциаций зависит, как быстро мы вспомним, что хотели сказать.

А теперь посмотрим, куда он запрятал пластинку «Иванушек»

Людмила Ковалёва / 74.RU

Почему в голове «заедает» дурацкая песня?

А вы уверены, что она дурацкая? Исследования ученых говорят о том, что застрявшая в голове песня вам, скорее всего, искренне нравится.

Якобы «лучшее из любимейшего» на подкорке «записывается» навсегда, и если неожиданно в голове заиграл «Течет ручей, бежит ручей», вероятно, вы неравнодушны к творчеству Надежды Кадышевой.

Со многими песнями могут быть связаны определенные воспоминания или люди, поэтому достаточно вспомнить о них, как начнете напевать знакомую мелодию из прошлого. Кстати, наиболее подвержены такому явлению женщины.

— Также, если у вас внезапно заиграла в голове надоедливая песня, это может говорить о том, что ваш мозг недостаточно занят — сознание заскучало, и ему просто приходится развлекать себя любым доступным способом, — говорит Анна Горбунова.

Тут-то в дело и вступает внутренний диджей, который ставит самый странный саундтрек вашего дня. Что самое интересное, его не остановишь, если резко начнешь решать логарифмы и сложные головоломки — в таком случае мозг начнет ставить болванку, чтобы разгрузить сознание. Так что здесь надо постараться сохранять баланс.

Ну а если песня играет у вас в голове целый день и ничего не помогает, попробуйте один из этих действенных способов:

  • переключитесь на занятие, которое переведет сознание и тело в другой режим;
  • попробуйте что-нибудь пожевать, желательно с ярко выраженным вкусом;
  • включите «заевшую» песню и прослушайте ее от начала до конца;
  • спойте или послушайте другую композицию, которая перебьет надоевшую. Например, эту.

В любой непонятной ситуации танцуйте как акула

: Baby Shark Official /

Почему бывают провалы в памяти после вечеринки?

— Если говорить языком определений, алкогольный палимпсест (специфическое нарушение памяти, характерное для алкоголизма) — частный случай антероградной амнезии токсического генеза, — заявляет Алексей Водовозов.

Другое, менее научное название — «лоскутная память»: здесь помню, здесь рыбу заворачивали, а вот здесь уже не помню. Признак очень плохой, скорее всего, свидетельствующий о формировании зависимости от этанола.

Причина не ясна до сих пор, но всё достаточно логично, учитывая, что этанол — нейротоксин. Он может поражать любые отделы головного мозга, включая гиппокамп, который отвечает в основном за обработку и хранение воспоминаний.

При хроническом злоупотреблении алкогольные палимпсесты постепенно трансформируются в полноценную алкогольную амнезию, когда выпадают не единичные события, а большие отрезки из жизни: дни, недели, а в тяжелых случаях и месяцы.

 

«Причем иногда на месте пробелов формируются ложные воспоминания (конфабуляции), что свидетельствует о необратимом токсическом поражении мозга»

Алексей Водовозов

Важно уточнить: палимпсесты относятся не к периодам выраженного опьянения, когда человек находился в полубессознательном состоянии, а к тем, когда он сохранял способность говорить, ходить и что-то там делать.

Почему происходит дежавю и как оно работает?

Вам так часто кажется, что те или иные события уже происходили, что вы готовитесь открыть в себе экстрасенсорные способности? Не спешите, возможно, у вас просто эпилепсия. Ученые выяснили, что именно из-за нее вероятны длительные ощущения дежавю, они могут происходить даже несколько раз в день. Но это всё же не самый распространенный случай, и его надо лечить.

Мы же поговорим о более часто встречающихся эффектах дежавю. Больше остальных это явление могут испытывать на себе заядлые путешественники. 

— Преимущественно все города устроены одинаково, и за каждым поворотом вас может ждать то, что вы уже не раз видели в других местах, и это не больше чем узнавание. Новые места провоцируют конфликт между ощущением, что местность вам уже знакома, и пониманием, что вы здесь никогда не были, — просто в опыте есть что-то очень похожее, — говорит Анна Горбунова.

Также эффект дежавю появляется из-за нарушений в процессе работы памяти. Когда системы хранения воспоминаний начинают сбоить, это заставляет мозг путать настоящее с прошлым.

Таким образом появляется ложное ощущение того, что всё это уже было. Человек может просто знать о том или ином событии или смоделировать его.

Здесь-то его и подстерегает баг памяти: придуманное событие кажется произошедшим на самом деле.

А что из перечисленного случается с вами чаще всего?

Источник: //74.ru/text/science/66361111/

Почему человек забывает и работает ли аналогия мозга с компьютером?

Почему мы забываем информацию

Забывать считается абсолютно нормальным. Почти каждый день с человеком случаются отдельные случаи провалов памяти, которые вполне могут быть простыми и безвредными.

Можно всё утро вспоминать, куда положил ключи, обнаружив их в замочной скважине или забыть взять с собой обед на работу, хотя 15 минут ты его упаковал в ланчбокс.

Может быть и гораздо более опасная забывчивость, влекущая за собой негативные последствия, например, когда сотрудник забывает передать задание исполнителю, оттягивая тем самым сроки выполнения работы.

Можно пользоваться ежедневниками, а, например, в современные гаджеты есть возможность скачать такое количество разнообразных приложений-дневников-планёров, что в итоге начнёшь забывать, что и в какой из них записал.

Так почему человек забывает и чем это можно объяснить?

Во-первых, следует понимать, что забывание не означает, что эта информация полностью удалена из памяти. Причина этому — неудачная, по той или иной причине, попытка извлечь информацию из части мозга, отвечающей за долговременную память. Хотя в такой формулировке в очередной раз напрашивается аналогия мозга с компьютером, есть вполне обоснованная теория, что это не так.

На протяжении многих лет психологи разрабатывали многочисленные теории, пытаясь объяснить феномен забывчивости. Одной из первых была теория, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Он самостоятельно провел серию экспериментов, с помощью которой смог установить прямую связь между временем, которое нам требуется для того, чтобы сохранить и запомнить новую информацию, и нашей способностью эту информацию сохранять, помнить или забывать.

В одном из своих экспериментов Эббингауз подготовил список бессмысленных слов, состоящих из трёх бук, пытаясь в ходе эксперимента сохранить эти слова в памяти, а после попытаться их вспомнить.

Интервалы времени, по прошествии которых он пытался вспоминать, находились в диапазоне от 20 минут до 31 дня.

Эббингауз опубликовал результаты в виде своего первого исследования «О памяти: вклад в экспериментальную психологию».

Результаты проведенного им опыта, который позже стал известен под названием «кривая забывания» показали наличие связи между забывчивостью и временем. После изучения сначала мы теряем информацию очень быстро. На скорость потери информации влияют и другие факторы, например, способ её восприятия и количество попыток запомнить.

Однако, «кривая забывания» также показала, что забывание не всегда продолжается до полной потери информации. При достижении определённой точки, процесс забывания останавливается.

Это означает, что информация будет стабильно оставаться в долговременной памяти, и каких-либо угроз потерять её нет, при периодическом возврате к этой информации.

После экспериментов Эббингауза, учёные продолжили разработку гипотез и проведение исследований, постепенно двигаясь к теориям, которые бы объяснили феномен забывчивости и факторы, приводящие к ней. Обратимся к самым важным теориям, каждая из которых рассматривает один из следующих факторов: неудача в извлечении информации, неудача в хранении информации, путаница при сохранении информации.

Теория интерференции

В 40-50-х годах прошлого столетия самой распространённой теорией причин забывчивости, была именно эта теория.

Согласно ей, наши воспоминания смешиваются с тем, что мы узнали в прошлом и с тем, что мы узнаем в будущем.

Предполагается, что вся информация, содержащаяся в долговременной памяти, может быть смешана вместе с новой информацией, которую мы хотим сохранить, что приводит к деформации или неисправности в памяти.

Вам трудно вспомнить, что произошло с вами во второй день университета, потому как с тех пор произошло огромное количество разнообразных событий и появилось много новых воспоминаний, который просто наложились друг друга.

По мнению британского психолога Алана Бэддели, теория интерференции утверждает, что забывчивость происходит потому, что воспоминания мешают и разрушают друг друга. Другими словами, забывание информации происходит из-за вмешательства новых воспоминаний и информации, поступающих в наш мозг.

Есть два возможных варианта интерференции: проактивная, которая происходит, когда мы не можем сохранить какую-либо информацию по причине того, что уже сохранили другую некоторое время назад.

Старые воспоминания мешают запоминанию новых, например, если человек сменил телефон, то старый телефонный номер поначалу всегда будет вытеснять в памяти новый. Хотя такой пример не подошёл бы для середины прошлого века.

Ретроактивная интерференция происходит, когда мы не можем вспомнить информацию, которую мы ранее сохраняли в памяти, из-за новой, недавно сохраненной информации. Другими словами, новая информация на пути, “проведённом” к раннее полученной.

Стоит отметить, что уникальные и выдающиеся события менее уязвимы к интерференции. День выпуска из школы, дни свадьбы, рождения детей и тому подобное забывается, как правило, только в случае сильнейшего когнитивного расстройства.

Теория исчезновения

Согласно этой теории, память с течением времени хранит информацию всё хуже. Забывчивость объясняется постепенным исчезновением информации в долговременной памяти в результате того, что в течение длительного времени эта информация остаётся не востребованной.

Представьте себе, что вы не видели какого-то человека очень давно и не контактировали с ним. Когда вы случайно встретите его, вам будет сложно вспомнить его имя или где вы его видели, потому как ваша память в течение этого периода работала над тем, чтобы стереть информацию, которую вы не использовали в течение длительного времени, чтобы проще было усваивать новую информацию.

Эта теория обладает некоторыми пробелами. Наиболее важные выводы, к которым пришли учёные состоят в том, что время не может быть единственным фактором, который объясняет феномен забывания.

Эта теория не может объяснить, почему люди не забывают как плавать, не практикуя плавание в течение многих лет.

Более того, теория не может ответить, почему некоторые события и воспоминания исчезают из памяти очень быстро, а некоторые остаются в ней на очень долгий срок.

Согласно этой теории забывание не обязательно означает стирание информации из памяти навсегда. Просто не находится достаточных стимулов и эффектов, которые бы позволили к ней обратиться.

Это означает, что степень запоминания зависит от наличия некоторых ключей и подсказок, которые “указывают, куда свернуть на развилках” для того, чтобы “достичь” конкретного воспоминания.

Такими ключами могут стать определенный запах, музыка или песня, знакомый вид и многое другое (здесь включается эффект дежавю).

Несмотря на то, что забывчивость воспринимается как нечто отрицательное, это нормальная часть человеческой жизни. Существует много разнообразных методик, которые человек может применить, желая улучшить свою память. Главное понимать, что если вы не хотите что-то забывать, то необходимо постоянно повторять это и, конечно, высыпаться и не перегружать мозг.

Так является ли мозг суперкомпьютером?

Нужно учитывать, что в мозге нет “ячеек” для запоминания определённой информации, как в компьютере, обратившись к которым, её можно было бы в точности извлечь.

Ежесекундно мозг пронизывает бесчисленное количество сигналов, накладываясь друг на друга.

Поэтому идея о том, что “забывание информации происходит из-за вмешательства воспоминаний и другой информации в нашем мозгу”, согласуется с практикой и клеточной анатомией мозга.

Процесс запоминания зависит от силы и продолжительности воздействия на определённые участки мозга и даже отдельные нейроны и тесно связан с вниманием, концентрацией и чувствительностью. Представьте, что вам нужно сделать максимально точную копию следа, оставленного в глине. Для этого вам необходимо сделать слепок.

Наиболее глубокие и чёткие следы воспроизводятся лучше. Так же и с запоминанием.

Особенно если то или иное воздействие повторяется неоднократно, обретая “глубину”, когда по этим бороздам пускаются сигналы, инициирующие процесс воспоминания как воспроизведение воздействия без наличия первоначального раздражителя, или, скорее, инициируемого слабого подобия этого воздействия.

Однако, мы чаще всего воспроизводим искажённые другими воздействиями воспоминания. Пока мы движемся по нужной “борозде” к своему воспоминанию, мы периодически попадаем в соседнюю более глубокую. Такие искажения позволяют нам развиваться, получать опыт, приспосабливаться к изменениям среды не утрачивая полностью прежних реакций-навыков.

То есть забывчивость способствует нашему развитию, как разумному виду. Если бы мы вели себя, как компьютер, то на один и тот же раздражитель мы могли бы отвечать только теми действиями, которые в нас запрограммированы.

Если бы информация всё время записывалась на незатронутые участки мозга, мы были бы неспособны к использованию накопленной информации, то есть как бы мы обращались к прежнему опыту, если каждый раз был бы как первый?

Но так как нет двух абсолютно одинаковых воздействий, а нервные пути от афферентных (как и исполнительных эфферентных) волокон постоянны, то пучки сигналов проходят по тем же путям с незначительными отличиями от подобных воздействий, углубляя “борозды” образованием миелиновых оболочек как побочного продукта.

Нервные пути, используемые наиболее часто имеют более толстые оболочки, образуя тем самым более предпочтительные (более проводимые) пути прохождения рефлекторных сигналов, представляя собой механизм “вспоминания”.

Благодаря этому происходит наше “узнавание”, которые мы впервые встречаем, но которые имеют схожие черты со “вспоминанием”.

Наша память постоянно подвергается коррекции, но если сформировались глубокие воспоминания, то незначительные изменения путей не оказывают определяющего влияния, выражаясь в некоторой потере деталей запоминаемого.

Мы “вспоминаем” лишь те детали, на которых фокусируемся, что определяется наиболее сильным сигналом.

Этим пользуются фокусники, отвлекая наше внимание на второстепенные детали, которые, при этом, проще воспринимаются зрителем, отвлекающимся на преднамеренно более активные движения, не фиксируя прочее и не может воспроизвести всю информацию.

Таким образом, если мозг и можно сравнить с компьютером, то с таким, которого человек ещё не придумал. Вероятнее всего, стоит не мозг называть аналогом существующих компьютеров, а взять его за основу для создания новых вычислительных средств.

Ваш Д.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/595b8e778e557d717c01b772/5992c0afe86a9edaaca323c2

Почему мы забываем?

Почему мы забываем информацию

90% информации из прослушанной лекции забудется сразу после ее окончания. Ключи и очки снова окажутся в неизвестном месте.

Имя нового коллеги выпадет из головы сразу после знакомства, хотя при этом вы отлично помните по именам всех школьных друзей, которых не видели два десятилетия. Интересный сон забудется сразу после пробуждения, а книга, прочитанная недавно, канет в Лету уже через месяц.

Почему наша память так странно устроена, что мы порой не можем вспомнить очевидные вещи, но помним то, что должны забыть?

Кривая забывания и барабан памяти

140 лет назад немецкий психолог Герман Эббингауз приступил к экспериментам с памятью. Он выбрал для запоминания бессмысленные слоги из трех букв с гласной посредине и механически заучивал их с 1879 по 1884 год.

Общий запас слогов достиг 2300, их ряды, которые не вызывали никаких ассоциаций, произносились в определенном темпе под удары метронома в одни и те же часы, подсчет велся с помощью нитки с шариками наподобие четок. Заученными считались ряды слогов, которые при повторении оказывались безошибочно воспроизведены.

Далее дотошный немецкий ученый проверял свои знания: что он помнит в промежутке от 20 минут до 30 дней. Результатом работы стала книга «О памяти» и новые понятия в психологии: кривая забывания и эффект края.

Эббингауз установил, что забывание происходит не равномерно, а скачками: сначала быстро, а затем медленно. В цифрах это выглядит так: в течение первого часа забывается 60% заученного, а через десять часов в памяти остается только 35% полученной информации. Через шесть дней помнится 20% заученного и столько же — через месяц. Это явление он назвал кривой забывания.

Именно Эббингауз одним из первых на опыте доказал, насколько необходимы повторения для запоминания информации.

Если вы хотите что-то отложить в долгосрочную память, необходимо многократно повторить этот материал с разными интервалами: сразу после прочтения, через полчаса, через день, через пару недель, через пару месяцев.

В ходе опытов Эббингауз понял, что лучше всего запоминается материал, размещенный в начале и конце текста — это свойство памяти он назвал эффектом края.

Кроме заучивания бессмысленных текстов ученый экспериментировал с «Дон Жуаном» Байрона и убедился, что осмысленное запоминание происходит в девять раз быстрее, чем механическое.

Еще один немецкий психолог Георг Элиас Мюллер подхватил идею опытов с памятью и вывел интерференционную теорию забывания, которая надолго стала главным объяснением забывчивости.

Согласно этой гипотезе, память стирается не потому, что проходит время, а потому, что поступает новая информация, которая взаимодействует с уже имеющимися ассоциациями и воспоминаниями человека, накладываясь на пласты нашей памяти, смещая их деформируя.

То есть происходит некий конфликт новых и старых знаний, что мешает усвоению новой информации или «убивает» наши старые воспоминания.

Для иллюстрации своей теории Мюллер совместно с коллегой Фридрихом Шуманом создали «барабан памяти».

Он должен был решить проблему, которая была в опытах Эббингауза: на листе бумаги ученый видел одновременно несколько слогов, а специальный барабан выдавал информацию порционно, скрывая предыдущую за счет вращения.

Первый такой аппарат для экспериментов с памятью был сконструирован в 1887 году. Со временем «барабан памяти» стал применяться и другими психологами — он пользовался популярностью в лабораториях ученых по всему миру.

Интерференционная теория объясняет, почему нам трудно вспомнить, что произошло в тот или иной день, поскольку с тех пор случилось множество других событий и воспоминания наложились друг на друга. Но уникальные события, такие как рождение ребенка, день свадьбы или выпускной, конечно же, не затмит ничто, поэтому мы их помним лучше заурядных будней.

Современные исследования

Сегодня ученым доступны новейшие медицинские технологии, и они рассматривают проблемы забывания на уровне нейронов. Не так давно нейробиологи нашли область в головном мозге, ответственную за память, — это гиппокамп. Именно здесь происходит консолидация памяти, то есть переход кратковременной памяти в долгосрочную.

Специалисты из Объединенного центра нейронной генетики Массачусетского технологического института в США и Института наук о мозге RIKEN в Японии пошли дальше и при помощи оптогенетики смогли обнаружить особые нервные клетки, которые выполняют функцию «ячеек» для хранения воспоминаний. Эти клетки назвали энграммными (от греческого «энграмма» — «внутренняя запись»).

Работу возглавлял лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, японский молекулярный биолог Судзуми Тонегава. Под его руководством в 2016 году была создана линия генно-модифицированных мышей с моделью болезни Альцгеймера и измененными энграммными клетками, которые в ходе опытов активировались светом лазера.

Мыши, получившие удары током, забывали о пытках, но под воздействием света на энграммные клетки вдруг вспоминали о них и не хотели идти в камеру. Так ученым стал понятен механизм забывания: оказалось, что причина кроется в нейронных связях.

У мышей, страдавших амнезией, была снижена плотность дендритных шипиков в энграммных клетках — эти малозаметные выросты на нейронах обеспечивают им связь друг с другом. Активация клеток восстанавливала плотность шипиков, и память возвращалась. Эти опыты стали ключом к пониманию механизмов краткосрочной памяти.

Болезнь Альцгеймера, склерозы и другие проблемы нашей памяти связаны с поломками в клеточных системах, которые управляют обменом веществ в нейронах. Нейрофизиологи из РАН также проводили исследование забывчивости и раскрыли механизм стирания памяти, связанный с работой центра удовольствия.

«Механизм забывания, придуманный природой, оказался очень простым и основанным на необходимом условии – избирательной активации нейронов, участвующих в хранении памяти.

Активация именно этих нейронов, то есть запуск процесса вспоминания, локально повышала концентрацию оксида азота именно в контактах этих нейронов», — рассказал об итогах исследования Павел Балабан из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

Ученые обнаружили, что белковые молекулы, участвующие в формировании памяти, сохраняют стабильность непродолжительное время: около двух суток. Поэтому наша кратковременная память имеет ограниченную емкость и быстро стирается.

А где же хранятся долгосрочные воспоминания? Российские ученые в опытах на виноградных улитках и крысах выяснили, что одним из ключевых компонентов долгосрочной памяти является белок PKM-зета. Именно от уровня его активности зависит прочность воспоминаний.

Работой этого белка управляет центр удовольствия и связанные с ним гормоны и сигнальные молекулы. Чем активнее они стимулировались (в опытах стимулами были еда или ток), тем лучше подопытная улитка или крыса запоминала информацию об опасности или награде.

Вероятно, поэтому и человек в долгосрочной памяти хранит самые приятные и неприятные воспоминания — то, что особенно активировало центр удовольствия или вызывало повышенную тревогу.

Чем большим количеством нейронов закодировались воспоминания, тем лучше они сохранятся с течением времени — это подтверждает свежее исследование Калифорнийского технологического института.

Есть в головном мозге специальные клетки, подчищающие ненужные воспоминания, например ночные сновидения. Японские ученые в экспериментах на мышах выяснили, что забыванию снов способствуют клетки, продуцирующие меланин-концентрирующий гормон (МСН).

Этот гормон не только отвечает за аппетит человека, но и участвует в регуляции фазы быстрого сна.

Слаженная работа клеток МСН помогает избавить мозг от ненужной информации, поэтому мы почти никогда не помним свои сны, которые приходят к нам в быстрой фазе, когда эти клетки-чистильщики особенно активны.

Источник: //naukatv.ru/articles/644

Почему мы забываем? Среднее время прочтения:

Почему мы забываем информацию

Забывание считается распространенным делом в повседневной жизни. Почти каждый день с человеком случаются отдельные случаи провалов памяти, которые вполне могут быть простыми и безвредными.

Можно забыть, куда положил ключи или забыть перезвонить другу, хотя ты ему обещал.

Может быть более опасная забывчивость, влекущая за собой некоторые негативные последствия, например, когда свидетель забывает детали, которые должен рассказать в суде.

Возможно, в этом деле вы когда-то полагались на ежедневник, или даже используете его всегда, записывая туда свои заметки. Или же используете планнер в телефоне, чтобы не обрекать себя на проблемы, если вдруг что-то забудете.

Может, вы из тех людей, которые страдают от частой забывчивости событий и вещей, из тех, кто постоянно спрашивает: «Куда я положил ключи?», «Никто не видел мои очки?», «Не могли бы вы позвонить на мой телефон? Забыл, где я его оставил!».

Вы когда-нибудь задумывались, почему забываете? Что такое забывчивость и чем она объясняется?

– Salik.biz

Во-первых, условимся, что забывание не означает, что эта информация утеряна из памяти или полностью удалена. Причина этому — неудача, по той или иной причине, попытки извлечь информацию из части мозга, отвечающей за долговременную память.

На протяжении многих лет психологи разрабатывали многочисленные теории, пытаясь объяснить феномен забывчивости. Одной из первых была теория, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Он самостоятельно провел серию экспериментов, с помощью которой смог установить прямую связь между временем, которое нам требуется для того, чтобы сохранить и запомнить новую информацию и нашей способностью эту информацию сохранять, помнить или забывать.

В одном из своих экспериментов Эббингауз подготовил список бессмысленных слов, состоящих из трех бук, работая дальше над тем, чтобы сохранить эти слова в памяти и затем попытаться их вспомнить.

Интервалы времени, спустя которые он принимался вспоминать, находились в диапазоне от 20 минут до 31 дней.

Эббингауз опубликовал результаты в своем первом исследовании «О памяти: вклад в экспериментальную психологию».

Результаты проведенного им опыта, который позже стал известен под названием «кривая забывания» обнаружили наличие связи между забывчивостью и временем. После изучения сначала мы теряем информацию очень быстро.

Для скорости потери информации играют роль и другие факторы, например, способ изучения информации и срок повторения. Однако, «кривая забывания» также показала, что забывчивость не продолжит снижаться, пока вся информация не будет потеряна. Когда будет достигнута определенная точка, процесс забывания останавливается.

Это означает, что информация будет стабильно оставаться в долговременной памяти, и каких-либо угроз потерять ее нет.

После экспериментов Эббингауза, ученые продолжили разработку гипотез и проведение исследований, постепенно двигаясь к теориям, которые бы объяснили феномен забывчивости и факторы, приводящие к ней.

Обратимся к самым важным теориям, каждая из которых рассматривает один из следующих факторов, а именно: неудача в извлечении информации, неудача в хранении информации, путаница при сохранении информации и другие причины, приводящие к забыванию.

Рекламное видео:

Теория «интерференции»

Если бы вы спросили психологов 40-50-х годов прошлого века о причинах забывчивости, то, скорее всего, получили бы один ответ, а именно, «интерференция».

Согласно этой теории, наши воспоминания смешиваются с тем, что мы узнали в прошлом и с тем, что мы узнаем в будущем.

Предполагается, что вся информация, содержащаяся в долговременной памяти, может быть смешана вместе с новой информацией, которую мы хотим сохранить, что приводит к деформации или неисправности в памяти.

Вам трудно вспомнить, что произошло с вами во второй день университета, потому как с тех пор прошло много событий и появилось много новых воспоминаний, и они просто наложились друг друга.

По мнению британского психолога Алана Бэддели, теория интерференции утверждает, что забывчивость происходит потому, что воспоминания мешают друг другу и разрушают друг друга. Другими словами, забывание информации происходит из-за вмешательства воспоминаний и другой информации в нашем мозгу.

Есть два возможных варианта интерференции: проактивная интерференция, которая происходит, когда мы не можем сохранить какую-либо информацию по причине того, что уже сохранили другую некоторое время назад.

Старые воспоминания мешают запоминанию новых, например, если человек сменил телефон, то старый телефонный номер поначалу всегда будет вытеснять в памяти новый. Ретроактивная интерференция происходит, когда мы не можем вспомнить информацию, которую мы ранее сохраняли в памяти, из-за новой, недавно сохраненной информации.

Другими словами, новая информация препятствует раннее полученной, и новые воспоминания не дают работать старым.

Стоит отметить, что уникальные и выдающиеся события менее уязвимы к интерференции. Скорее всего, вы помните свой выпускной в средней школе или окончание университета, день вашей свадьбы или момент рождения своего ребенка.

Теория исчезновения

Согласно этой теории, память с течением времени хранит информацию все хуже и хуже. Ваша забывчивость вызвана постепенным исчезновением информации в долговременной памяти в результате того, что в течение длительного времени эта информация не используется и не извлекается.

Представьте себе, что вы не видели какого-то человека очень давно и не контактировали с ним. Когда вы случайно встретите его, вам будет сложно вспомнить его имя или где вы его видели, потому как ваша память в течение этого периода работала над тем, чтобы стереть информацию о нем, которую вы не использовали в течение длительного времени.

Эта теория обладает некоторыми пробелами. Наиболее важные выводы, к которым пришли ученые, что время не может быть единственным фактором, который объясняет феномен забывания, но, определенно, время может вызвать некоторые изменения, которые приводят к забывчивости.

Эта теория не может объяснить, почему люди не забывают как плавать, не практикуя плавание в течение многих лет. Более того, теория не может ответить, почему некоторые события и воспоминания исчезают из памяти очень быстро, а некоторые остаются в ней на очень долгий срок.

Теория извлечения

Согласно этой теории забывание не обязательно означает стирание информации из памяти навсегда. Просто не находится достаточных стимулов и эффектов, которые бы позволили ее извлечь.

Это означает, что степень запоминания зависит от наличия некоторых ключей и подсказок для извлечения информации. Такими ключами могут стать определенный запах, музыка или песня, знакомый вид и многое другое.

Вы, безусловно, испытывали подобное состояние: сразу же вспоминаете событие из прошлого, только услышав определенную песню.

Помимо этих трех теорий существует много других, пытающихся объяснить, как и почему мы забываем, почему мы не можем вспомнить что-либо. Время является важнейшим фактором для забывания.

По теории исчезновения время затрудняет доступ к воспоминаниями, не позволяя создавать переполненность информацией, содержащейся в нашем сознании.

Возможно, существует своего рода соревнование между старой и новой информацией, которое может приводить к забыванию одной из этих информаций, как гласит теория интерференции.

Несмотря на то, что забывчивость воспринимается как нечто отрицательное, это нормальная часть жизни. Существует много вещей, которые человек может сделать, желая улучшить свою память.

Среди них концентрация, повторение, связь новой информации с предыдущей или жизненными позициями.

И, конечно, держаться подальше от того, что может приводить к рассеянности мышления, и высыпаться, чтобы давать отдохнуть центру памяти в головном мозге.

Гида Абу Хейран (Gida Abu Heiran)

Источник: //salik.biz/articles/27120-pochemu-my-zabyvaem.html

БолезниНет
Добавить комментарий